Запись в 20.07.2016

Продолжаем дискуссию…

asvfedf 0 - комментарии
VIP презент >> Информация >> Продолжаем дискуссию…
Продолжаем дискуссию…

Начато выполнение подписанного президентом России указа о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Эта организация, как сказано в документе, займется совершенствованием государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Основной ее целью также станет содействие формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей».

Новая организация должна строиться с учетом опыта пионерского и комсомольского движения в СССР, считает министр образования России Дмитрий Ливанов. «Мы все были октябрятами, потом пионерами, комсомольцами. Мы понимаем, что была определенная система воспитания и социализации молодых людей, и в общем она свою задачу — может быть, с определенными издержками, — выполняла», — говорил министр на встрече с журналистами. В начале октября лидеры фракций Государственной Думы обратились к Владимиру Путину с просьбой создать всероссийскую организацию для детей и молодежи. «Болтами и гайками» новой инициативы поручено заниматься Федеральному агентству по делам молодежи.

Непродолжительный поиск в интернете показывает, что для формирования нового детского движения в стране имеются предпосылки: на руинах советской пионерии возникли многочисленные организации, которые так или иначе пытаются окармливать подрастающее поколение патриотизмом и идеалами справедливости. Никуда не исчез и комсомольский опыт руководства детским движением. Работой с подрастающим поколением — на бюджетные или частные средства — занимаются в России десятки, если не сотни различных структур, и, чтобы посадить их под общий колпак, кажется, не хватало только импульса государственной воли. И вот этот импульс последовал — к радости тех, кто не утратил веры в то, что массовое управляемое воспитание юношества способно вырастить нового, почти совершенного человека. Собеседник Радио Свобода — главный редактор газеты «Пионерская правда» и сайта «Пионерка.ру» Михаил Баранников:
– Году, наверное, в 2005-м, у нас в редакции прошла встреча юных корреспондентов с Людмилой Швецовой. Она в начале 1980-х годов возглавляла советскую пионерию, а потом была председателем Ассоциации исследователей детского движения. Дети задали вопрос – как она относится к тому, чтобы создать единую детскую общественную организацию в стране? Людмила Ивановна сказала, что еще не время. Потому что детское движение, которое тогда существовало, было достаточно разрозненным. А сейчас возникли предпосылки для того, чтобы объединить детское общественное движение в одну большую организацию.

— Вы успели побыть пионером?

— Безусловно, я успел побыть и пионером, и комсомольцем. Школу пионерии и комсомола я вспоминаю как очень хороший, добрый, позитивный и положительный опыт.

— Что бы из этого опыта вы взяли в новую организацию, а от чего бы отказались?— Безусловно, я бы отходил от той заорганизованности, которая была в советском детском движении. Взял бы я, прежде всего, то, на чем базируются все детские общественные организации, — самодеятельность, стремление ребят делать добрые дела для организации и для страны и, безусловно, принципы детского самоуправления. Они должны быть приоритетными, потому что это детская общественная организация, часть гражданского общества.

— А нет ли опасности, что новая организация превратится в источник для распила бюджетных средств?


— Детскую общественную организацию невозможно создать указом сверху. Новая организация, я уверен, будет создаваться снизу, но очень хорошо, что она обретет и государственную поддержку. Я не думаю, что это обернется распилом денег. Во-первых, существовал и существует закон о государственной поддержке детских и молодежных общественных организаций в России. Другой вопрос, что прежде не было механизма реализации этой господдержки, поскольку заметная часть общественных организаций не зарегистрирована в качестве юридических лиц. Всероссийская детская организация — это будет нечто полезное, нужное обществу. Но, создавая детскую общественную организацию, нужно понимать, что ребенок вырастает. В СССР существовала определенная вертикаль: ребенок сначала становится октябренком, потом пионером, потом он вступает в комсомол, потом выходит в большую жизнь. Сейчас нужно понять, что же будет с ребенком, когда он вырастет из членства в детской организации.


— А почему вы считаете, что есть запрос снизу на создание такой организации? Инициатива выглядит вполне себе чиновничьей: подписан указ президента, теперь выделят средства, найдут объекты. Есть и готовые структуры, в том числе и наследники советской пионерии — например, Союз пионерских организаций. И ваша газета тоже ассоциируется с пионерским движением. Вот в эти старые меха вольют новое вино — и все закрутится как прежде.

Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — это те принципы, на которых живет современное детское движение— Я в данном случае с вами не согласен: на самом деле есть очень большой запрос снизу! Достаточно пообщаться с рядом детских общественных организаций для того, чтобы понять: ребята хотят заниматься серьезными общественными делами, реализовывать важные и значимые для них проекты. Но они сталкиваются с определенными барьерами — например, у них нет помещения, им негде встречаться, негде заниматься добрыми и полезными делами. Если идти дальше, то можно сказать: за 20 с лишним лет мы утратили кадровый состав наставников детского движения. Прежде Центральный совет Всесоюзной пионерской организации, республиканские пионерские организации, да и комсомол очень серьезно занимались подготовкой вожатых. Сейчас этот потенциал мы утратили. Нужно ставить вопрос и о подготовке вожатых, которые будут с детьми работать, ведь есть буквально единицы школ, где сохранились ставки старших вожатых! Это не так просто, на самом деле, — пришел и начал чем-то заниматься с детьми, необходимы и образование, и навыки.

— В основе деятельности пионерской организации лежала идея борьбы за коммунизм. Вся пионерская иконография, вся суть советского пионерского движения были связаны с пропагандой коммунистической идеи, с коммунистической идеологией. Эта иконография включала в себя и такие спорные фигуры, как пионер-герой Павлик Морозов, многочисленные мифы о других пионерах, которые сильно отличались от реальности. С этим что делать?

— Мое пионерское детство пришлось на 1983-1988 годы. Кто-то говорит — это самые застойные времена для пионерии, но я не могу сказать, что мое детство было направлено исключительно для достижения коммунистических целей, что была какая-то глобальная идеология, пропаганда. Мы помогали ветеранам, мы собирали желуди, делали другие полезные дела, но я бы не сказал, что это было нечто глобально идеалогизированное.

 Позвольте, но каким иным могло быть пионерское движение? Пионерская дружина имени Павлика Морозова или Кычана Джакыпова или кого-то еще, чья биография была приукрашена или перепридумана партийными писателями. Как же без идеологии, ну о чем вы говорите?!

Есть очень много людей, которые вышли из пионерии и комсомола и нисколько об этом не жалеют, они разделяли эти ценности и продолжают их разделять— Моя пионерская дружина не носила имя Павлика Морозова. Мой пионерский отряд носил имя Ивана Земнухова. Что было плохого в том, что мы переписывались с родителями молодогвардейцев и пытались съездить в Краснодон (чего, к сожалению, у нас не получилось)? Безусловно, невозможно, нет никакой необходимости сейчас пытаться искать некую какую-то глобальную идеологию. Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — это те принципы, на которых живет современное детское движение. В этом нет ничего плохого.

 В принципах как таковых нет ничего плохого, как и в памяти молодогвардейцев, хотя известная советским пионерам и комсомольцам по книге Александра Фадеева биография этой организации не слишком соответствовала реальности. Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — общие и расплывчатые понятия; для воспитания детей есть целая система социальных институтов, от семьи и детских садов до нравоучительной литературы и церковных проповедей. Зачем нужна еще специальная дополнительная организация, если во многих странах мира без таковых легко обходятся?

— Я мог бы поспорить по поводу «Молодой гвардии», но отвечу на ваш вопрос. Пионерия действительно была детской коммунистической организацией, деятельность которой заключалась в воспитании подрастающего поколение в духе коммунизма. Но такой была наша страна, и это была единственная детская общественная организация, которая в этой стране существовала. Есть очень много людей, которые вышли из пионерии и комсомола и нисколько об этом не жалеют, они разделяли эти ценности и продолжают их разделять. Безусловно, у каждой организации есть своя идеология. И любовь к родине, и борьба за справедливость, и умение быть дружными — это как раз та самая детская идеология, которую ребенок может понять: нести добро окружающим, делать добрые дела. 

– И государство должно в таком вот организованном порядке заниматься идеологическим воспитанием?

– Да, безусловно! Все, что связано с развитием ребенка, развитием личности, с вопросом о том, кем вырастет будущий гражданин, безусловно, должно интересовать государство.

– Вам понятно сейчас, каким будет конкретный путь создания новой организации? Как конкретно она будет строиться? Будут ли привлечены уже существующие структуры, в частности, ваша газета?

– Сложно об этом говорить, указ президента только что вышел. Безусловно, на голом месте подобные решения не принимаются. Я уверен, что и Союз пионерских организаций, и Федерация детских организаций, и наша газета, и другие детские общественные организации, в том числе субъекты Союза пионерских организаций, и детские общественные организации, которые не входят в СПО, – все заинтересованные стороны будут участвовать в этом процессе.

– У вашей газеты есть основания теперь ждать улучшения финансовой ситуации? Подбросят вам денег?

– Не хотелось бы обсуждать финансовую сторону… Я на это не рассчитываю, потому что мы – средство массовой информации, мы не являемся детской общественной организацией. Отдельного финансирования у «Пионерской правды» не было и в прошлые времена. Другой вопрос, что у газеты был мощный административный ресурс в лице ЦК ВЛКСМ. И все добрые дела, на которые подвигала газета ребят (скажем, это и 25 спортивных клубов – «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья», различные другие соревнования, «Зарница»), находили поддержку в ЦК ВЛКСМ. Если говорить о сегодняшнем времени, то есть инициативы у нашей газеты, которые находят поддержку со стороны государственных органов. Но это не касается финансирования, производственной и издательской деятельности.

– Вы упомянули о существовании в СССР целой системы воспитания молодых граждан, доведения их до кондиции – октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты… Это тоже следует восстановить? Следует ли теперь, на ваш взгляд, ожидать указа о появлении Всероссийской молодежной организации, которая будет патронировать и новую детскую организацию?

– Не надо переворачивать с ног на голову то, что я говорил. У нас есть и Российский союз молодежи, и другие молодежные общественные организации, которые разделяют созидательные принципы существования в интересах страны, для общества, для каких-то добрых и важных дел. Естественно, эти молодежные организации, в отличие от ВЛКСМ, не построили БАМ, не построили «Магнитку», но в России и сейчас есть молодежь, которая готова объединиться ради добрых, нужных и полезных дел. Российский союз молодежи является грант-оператором, он причастен к распределению президентских грантов, поддерживает полезные инициативы. Поэтому я не думаю, что систему воспитания молодежи придется строить с нуля. Указ президента о создании организации школьников достаточно давно обсуждается в обществе, в том числе и в гражданском обществе, в детских общественных организациях. Какой будет эта организация – покажет время, – считает главный редактор газеты «Пионерская правда» и сайта «Пионерка.ру» Михаил Баранников.

В профессиональном сообществе, среди людей, связанных с проблемами образования, идею формирования всероссийского детского движения оценили скептически. Как считает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, пионерию не возродить, а «Российское движение школьников» может и не появиться:

В последнее время в образовательной политике вообще принимается слишком много решений, которые не доводятся до реализации, начиная от стандартов школьного образования и заканчивая стратегией воспитания

– Маловероятно, что эта идея реализуется. Слишком быстро решение прошло путь от предложения лидеров четырех фракций до президентского указа, как-то без обсуждения, и даже управленцы, высшие правительственные чиновники с удивлением узнали о создании «Всероссийского движения школьников», когда решение уже было принято. Это означает, что проработки механизмов не было. В последнее время в образовательной политике вообще принимается слишком много решений, которые не доводятся до реализации, начиная от стандартов школьного образования и заканчивая стратегией воспитания. Не говоря уже о ресурсах: для создания организации на всю страну нужны огромные средства. Вспомните, какие огромнейшие ресурсы были у пионерской организации, начиная от Дворцов пионеров и заканчивая пионерскими лагерями – не только «Артеком» и «Орленком», но и в каждой области были такие лагеря.

В России вообще уже есть определенное количество детских организаций: есть скауты, есть зюгановская пионерская организация, сохранились традиции коммунарского движения. Логично было бы придать импульс вот этим разнообразным движениям, которые, в общем, отражают спектр интересантов, скажем так, социальных групп и политических организаций. Но просьба четырех лидеров политических партий попала в определенный общественный контекст, сказались интересы определенной группы в администрации президента – и удалось быстро-быстро провести решение.

Пионерская организация была очень сложным организмом. Обычно, говоря о ней, вспоминают какие-то политизированные, идеологические моменты, но для меня, как человека, занимающегося образовательной политикой, бесценным является то, что, например, в середине 1960-х годов родилось очень сильное, мощное коммунарское движение. Фрунзенскую коммуну в Ленинграде создал Игорь Иванов, затем вокруг этой идеи выросло целое новаторское движение коллективного творчества. Множество людей посвятило себя коллективному творческому воспитанию детей в рамках пионерской организации, но это не было такое монолитное идеологизированное «Будь готов! – Всегда готов!» В этом смысле Россия может породить коллективное творческое воспитание. Но вот то, что мы сейчас с вами обсуждаем, – серьезная содержательная вещь. А задача, которая перед теми, кто этот указ подготовил и продвинул, стояла совсем другая – послать определенный сигнал обществу.

– В России в то же время сохранились многочисленные идейные и фактическик наследники советской пионерской организации. Есть всякие бывшие комсомольские конторы, которые на идее детского воспитания продолжают осваивать бюджетные деньги. Есть люди – и их много – с ностальгическими воспоминаниями о пионерском детстве, которые считают, что это светлое прошлое в улучшенном виде нужно. Есть материальная база – брошенные или перепрофилированные пионерские лагеря, дворцы детского творчества. Не хватало только административного импульса и политической воли – и вот, наконец. они явлены…

Фрагмент советской действительности можно возродить, только если возродить весь Советский Союз

– Ну, это иллюзия, которая поддерживает смысловую и ценностную ориентацию людей, которые положили жизнь на пионерское дело. Я тоже получаю разные звонки такого рода – вот звонила одна партийная деятельница из региона, с гордостью и пафосом говорила о том, что теперь все вернется. Знаете, у Льва Кассиля в «Кондуите и Швамбрании» мальчик говорит: «Мама, роди меня обратно!» Ну, не получится так, не возрождаются подобные вещи! Фрагмент советской действительности можно возродить, только если возродить весь Советский Союз. Можно, конечно, вернуть пионерскую организацию в прежнем виде, но тогда нужно отменить частную собственность, вернуть статью конституции о руководящей роли компартии, ввести централизованный идеологический контроль и надзор, огородиться стеночкой от других стран.

Ностальгировать по этому поводу можно, но вернуться в прошлое нельзя. Жизнь стала другой, дети стали другими. В школе еще можно заставить учиться, во внешкольное движение загнать еще можно (хотя я с трудом представляю, как это сделать), но еще же увлечь детей надо! Макаренко увлекал беспризорников производством фотоаппаратов, на тот момент – наиболее высокотехнологичным производством. Это было увлекательнее, чем производство табуреток. А сейчас предлагают: давайте вернемся к производству табуреток. Не получится! Детей этим не увлечь! А без этого задача просто не реализуется, она превратится в свою противоположность, как это часто бывает.

– В указе президента есть ключевые, на мой взгляд, слова: «с учетом присущей России системы ценностей». Какими такими могли бы быть эти общественные традиции, которыми должна руководствоваться новая детская организация? Мы с вами эти ценности знаем?

Вбросить в общество абстрактную формулу – чревато непредсказуемыми напряжениями, сама идея может утонуть

– В этом-то и есть некоторое мое сомнение. Одна из претензий авторам этого указа: надо расшифровывать такие вещи, за общими фразами пока не стоит никакой смысл, возникает море интерпретаций, часть из которых прямо противоположна друг другу. Есть вероятность того, что вместо консолидации затея приведет к еще большему расколу в обществе, потому что под это можно все что угодно подвести: с одной стороны, соборность, с другой стороны, персонализация, с третьей стороны, воспитание коллективизма, с четвертой стороны, развитие творческой личности… Все это происходит из наших традиционных отечественных ценностей. Вбросить в общество абстрактную формулу – чревато непредсказуемыми напряжениями, сама идея может утонуть. Это тем более странно, что совсем недавно, три-четыре месяца назад, была принята стратегия воспитания, новый президентский указ с ней не очень совпадает. Можно сказать, что новая детская организация – в каком-то смысле реванш тех, кто был против стратегии воспитания, кто хотел радикальных формулировок.

– Маленького человека и так старательно опутывают целой сетью воспитательных мероприятий и социальных связей: его воспитывают в семье, в школе, во всяких внешкольных организациях. Нужна ли какое-то всероссийское детское единение? Мне кажется, создание еще одного коллективистского купола, пусть с добрыми целями, над этим маленьким человеком – особенно применительно к нынешнему времени, когда личность, по идее, должна быть важнее государства – совершенно противопоказано.

Все мы ходим в школу, но все мы учимся по-разному. У всех есть учителя, но на всех они действуют по-разному

– Давайте не будем абсолютизировать наличие подобного рода структур. Советское время действительно прошло, но дело не в лозунгах о том, что человек важнее государства, а в том, что формальное создание такого рода зонтика абсолютно не означает: воздействие на ребенка будет такое, как прописано. Все мы ходим в школу, но все мы учимся по-разному. У всех есть учителя, но на всех они действуют по-разному. Поэтому профессионально ломать копья из-за формального решения – непрофессионально. Все зависит от того, насколько системно будет реализован новый указ. Либо эту работу произведут профессионалы (а они в стране есть), которые понимают все, о чем вы сказали, – и тогда это будет сделано аккуратно; либо туда придут догматики, которые считают, наоборот, что государство важнее личности, и тогда из всего будет пшик… Конечно, у государства есть такой долг – влиять на воспитание детей, другое дело – как влиять. Я серьезно за российского ребенка в связи с этой инициативой не тревожусь. Идея воспитания может быть дискредитирована – вот это да, а то, что всех детей снова загонят в общий пионерский лагерь… Уже — нет, уже не получится, – считает педагог Александр Адамский.

В пору своего расцвета Всесоюзная пионерская организация объединяла 25 миллионов участников в более чем 118 тысячах пионерских дружин. В СССР функционировали до 40 тысяч пионерских лагерей ежегодной пропускной способностью в 10 миллионов детей. В сентябре 1991 года на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ объявлено о том, что историческая роль комсомола исчерпана; вместе с ВЛКСМ упразднили и пионерскую организацию. Ее имущество было изъято, часть здания Центрального Совета в Москве по адресу: Новая площадь, дом 8, перешла в собственность Союза пионерских организаций. Единственная бывшая союзная республика, в которой деятельность пионерской организации восстановлена на государственном уровне, – Белоруссия.


Продолжаем дискуссию…

Начато выполнение подписанного президентом России указа о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Эта организация, как сказано в документе, займется совершенствованием государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Основной ее целью также станет содействие формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей».

Новая организация должна строиться с учетом опыта пионерского и комсомольского движения в СССР, считает министр образования России Дмитрий Ливанов. «Мы все были октябрятами, потом пионерами, комсомольцами. Мы понимаем, что была определенная система воспитания и социализации молодых людей, и в общем она свою задачу — может быть, с определенными издержками, — выполняла», — говорил министр на встрече с журналистами. В начале октября лидеры фракций Государственной Думы обратились к Владимиру Путину с просьбой создать всероссийскую организацию для детей и молодежи. «Болтами и гайками» новой инициативы поручено заниматься Федеральному агентству по делам молодежи.

Непродолжительный поиск в интернете показывает, что для формирования нового детского движения в стране имеются предпосылки: на руинах советской пионерии возникли многочисленные организации, которые так или иначе пытаются окармливать подрастающее поколение патриотизмом и идеалами справедливости. Никуда не исчез и комсомольский опыт руководства детским движением. Работой с подрастающим поколением — на бюджетные или частные средства — занимаются в России десятки, если не сотни различных структур, и, чтобы посадить их под общий колпак, кажется, не хватало только импульса государственной воли. И вот этот импульс последовал — к радости тех, кто не утратил веры в то, что массовое управляемое воспитание юношества способно вырастить нового, почти совершенного человека. Собеседник Радио Свобода — главный редактор газеты «Пионерская правда» и сайта «Пионерка.ру» Михаил Баранников:
– Году, наверное, в 2005-м, у нас в редакции прошла встреча юных корреспондентов с Людмилой Швецовой. Она в начале 1980-х годов возглавляла советскую пионерию, а потом была председателем Ассоциации исследователей детского движения. Дети задали вопрос – как она относится к тому, чтобы создать единую детскую общественную организацию в стране? Людмила Ивановна сказала, что еще не время. Потому что детское движение, которое тогда существовало, было достаточно разрозненным. А сейчас возникли предпосылки для того, чтобы объединить детское общественное движение в одну большую организацию.

— Вы успели побыть пионером?

— Безусловно, я успел побыть и пионером, и комсомольцем. Школу пионерии и
670d
 комсомола я вспоминаю как очень хороший, добрый, позитивный и положительный опыт.

— Что бы из этого опыта вы взяли в новую организацию, а от чего бы отказались?— Безусловно, я бы отходил от той заорганизованности, которая была в советском детском движении. Взял бы я, прежде всего, то, на чем базируются все детские общественные организации, — самодеятельность, стремление ребят делать добрые дела для организации и для страны и, безусловно, принципы детского самоуправления. Они должны быть приоритетными, потому что это детская общественная организация, часть гражданского общества.

— А нет ли опасности, что новая организация превратится в источник для распила бюджетных средств?


— Детскую общественную организацию невозможно создать указом сверху. Новая организация, я уверен, будет создаваться снизу, но очень хорошо, что она обретет и государственную поддержку. Я не думаю, что это обернется распилом денег. Во-первых, существовал и существует закон о государственной поддержке детских и молодежных общественных организаций в России. Другой вопрос, что прежде не было механизма реализации этой господдержки, поскольку заметная часть общественных организаций не зарегистрирована в качестве юридических лиц. Всероссийская детская организация — это будет нечто полезное, нужное обществу. Но, создавая детскую общественную организацию, нужно понимать, что ребенок вырастает. В СССР существовала определенная вертикаль: ребенок сначала становится октябренком, потом пионером, потом он вступает в комсомол, потом выходит в большую жизнь. Сейчас нужно понять, что же будет с ребенком, когда он вырастет из членства в детской организации.


— А почему вы считаете, что есть запрос снизу на создание такой организации? Инициатива выглядит вполне себе чиновничьей: подписан указ президента, теперь выделят средства, найдут объекты. Есть и готовые структуры, в том числе и наследники советской пионерии — например, Союз пионерских организаций. И ваша газета тоже ассоциируется с пионерским движением. Вот в эти старые меха вольют новое вино — и все закрутится как прежде.

Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — это те принципы, на которых живет современное детское движение— Я в данном случае с вами не согласен: на самом деле есть очень большой запрос снизу! Достаточно пообщаться с рядом детских общественных организаций для того, чтобы понять: ребята хотят заниматься серьезными общественными делами, реализовывать важные и значимые для них проекты. Но они сталкиваются с определенными барьерами — например, у них нет помещения, им негде встречаться, негде заниматься добрыми и полезными делами. Если идти дальше, то можно сказать: за 20 с лишним лет мы утратили кадровый состав наставников детского движения. Прежде Центральный совет Всесоюзной пионерской организации, республиканские пионерские организации, да и комсомол очень серьезно занимались подготовкой вожатых. Сейчас этот потенциал мы утратили. Нужно ставить вопрос и о подготовке вожатых, которые будут с детьми работать, ведь есть буквально единицы школ, где сохранились ставки старших вожатых! Это не так просто, на самом деле, — пришел и начал чем-то заниматься с детьми, необходимы и образование, и навыки.

— В основе деятельности пионерской организации лежала идея борьбы за коммунизм. Вся пионерская иконография, вся суть советского пионерского движения были связаны с пропагандой коммунистической идеи, с коммунистической идеологией. Эта иконография включала в себя и такие спорные фигуры, как пионер-герой Павлик Морозов, многочисленные мифы о других пионерах, которые сильно отличались от реальности. С этим что делать?

— Мое пионерское детство пришлось на 1983-1988 годы. Кто-то говорит — это самые застойные времена для пионерии, но я не могу сказать, что мое детство было направлено исключительно для достижения коммунистических целей, что была какая-то глобальная идеология, пропаганда. Мы помогали ветеранам, мы собирали желуди, делали другие полезные дела, но я бы не сказал, что это было нечто глобально идеалогизированное.

 Позвольте, но каким иным могло быть пионерское движение? Пионерская дружина имени Павлика Морозова или Кычана Джакыпова или кого-то еще, чья биография была приукрашена или перепридумана партийными писателями. Как же без идеологии, ну о чем вы говорите?!

Есть очень много людей, которые вышли из пионерии и комсомола и нисколько об этом не жалеют, они разделяли эти ценности и продолжают их разделять— Моя пионерская дружина не носила имя Павлика Морозова. Мой пионерский отряд носил имя Ивана Земнухова. Что было плохого в том, что мы переписывались с родителями молодогвардейцев и пытались съездить в Краснодон (чего, к сожалению, у нас не получилось)? Безусловно, невозможно, нет никакой необходимости сейчас пытаться искать некую какую-то глобальную идеологию. Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — это те принципы, на которых живет современное детское движение. В этом нет ничего плохого.

 В принципах как таковых нет ничего плохого, как и в памяти молодогвардейцев, хотя известная советским пионерам и комсомольцам по книге Александра Фадеева биография этой организации не слишком соответствовала реальности. Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — общие и расплывчатые понятия; для воспитания детей есть целая система социальных институтов, от семьи и детских садов до нравоучительной литературы и церковных проповедей. Зачем нужна еще специальная дополнительная организация, если во многих странах мира без таковых легко обходятся?

— Я мог бы поспорить по поводу «Молодой гвардии», но отвечу на ваш вопрос. Пионерия действительно была детской коммунистической организацией, деятельность которой заключалась в воспитании подрастающего поколение в духе коммунизма. Но такой была наша страна, и это была единственная детская общественная организация, которая в этой стране существовала. Есть очень много людей, которые вышли из пионерии и комсомола и нисколько об этом не жалеют, они разделяли эти ценности и продолжают их разделять. Безусловно, у каждой организации есть своя идеология. И любовь к родине, и борьба за справедливость, и умение быть дружными — это как раз та самая детская идеология, которую ребенок может понять: нести добро окружающим, делать добрые дела. 

– И государство должно в таком вот организованном порядке заниматься идеологическим воспитанием?

– Да, безусловно! Все, что связано с развитием ребенка, развитием личности, с вопросом о том, кем вырастет будущий гражданин, безусловно, должно интересовать государство.

– Вам понятно сейчас, каким будет конкретный путь создания новой организации? Как конкретно она будет строиться? Будут ли привлечены уже существующие структуры, в частности, ваша газета?

– Сложно об этом говорить, указ президента только что вышел. Безусловно, на голом месте подобные решения не принимаются. Я уверен, что и Союз пионерских организаций, и Федерация детских организаций, и наша газета, и другие детские общественные организации, в том числе субъекты Союза пионерских организаций, и детские общественные организации, которые не входят в СПО, – все заинтересованные стороны будут участвовать в этом процессе.

– У вашей газеты есть основания теперь ждать улучшения финансовой ситуации? Подбросят вам денег?

– Не хотелось бы обсуждать финансовую сторону… Я на это не рассчитываю, потому что мы – средство массовой информации, мы не являемся детской общественной организацией. Отдельного финансирования у «Пионерской правды» не было и в прошлые времена. Другой вопрос, что у газеты был мощный административный ресурс в лице ЦК ВЛКСМ. И все добрые дела, на которые подвигала газета ребят (скажем, это и 25 спортивных клубов – «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья», различные другие соревнования, «Зарница»), находили поддержку в ЦК ВЛКСМ. Если говорить о сегодняшнем времени, то есть инициативы у нашей газеты, которые находят поддержку со стороны государственных органов. Но это не касается финансирования, производственной и издательской деятельности.

– Вы упомянули о существовании в СССР целой системы воспитания молодых граждан, доведения их до кондиции – октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты… Это тоже следует восстановить? Следует ли теперь, на ваш взгляд, ожидать указа о появлении Всероссийской молодежной организации, которая будет патронировать и новую детскую организацию?

– Не надо переворачивать с ног на голову то, что я говорил. У нас есть и Российский союз молодежи, и другие молодежные общественные организации, которые разделяют созидательные принципы существования в интересах страны, для общества, для каких-то добрых и важных дел. Естественно, эти молодежные организации, в отличие от ВЛКСМ, не построили БАМ, не построили «Магнитку», но в России и сейчас есть молодежь, которая готова объединиться ради добрых, нужных и полезных дел. Российский союз молодежи является грант-оператором, он причастен к распределению президентских грантов, поддерживает полезные инициативы. Поэтому я не думаю, что систему воспитания молодежи придется строить с нуля. Указ президента о создании организации школьников достаточно давно обсуждается в обществе, в том числе и в гражданском обществе, в детских общественных организациях. Какой будет эта организация – покажет время, – считает главный редактор газеты «Пионерская правда» и сайта «Пионерка.ру» Михаил Баранников.

В профессиональном сообществе, среди людей, связанных с проблемами образования, идею формирования всероссийского детского движения оценили скептически. Как считает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, пионерию не возродить, а «Российское движение школьников» может и не появиться:

В последнее время в образовательной политике вообще принимается слишком много решений, которые не доводятся до реализации, начиная от стандартов школьного образования и заканчивая стратегией воспитания

– Маловероятно, что эта идея реализуется. Слишком быстро решение прошло путь от предложения лидеров четырех фракций до президентского указа, как-то без обсуждения, и даже управленцы, высшие правительственные чиновники с удивлением узнали о создании «Всероссийского движения школьников», когда решение уже было принято. Это означает, что проработки механизмов не было. В последнее время в образовательной политике вообще принимается слишком много решений, которые не доводятся до реализации, начиная от стандартов школьного образования и заканчивая стратегией воспитания. Не говоря уже о ресурсах: для создания организации на всю страну нужны огромные средства. Вспомните, какие огромнейшие ресурсы были у пионерской организации, начиная от Дворцов пионеров и заканчивая пионерскими лагерями – не только «Артеком» и «Орленком», но и в каждой области были такие лагеря.

В России вообще уже есть определенное количество детских организаций: есть скауты, есть зюгановская пионерская организация, сохранились традиции коммунарского движения. Логично было бы придать импульс вот этим разнообразным движениям, которые, в общем, отражают спектр интересантов, скажем так, социальных групп и политических организаций. Но просьба четырех лидеров политических партий попала в определенный общественный контекст, сказались интересы определенной группы в администрации президента – и удалось быстро-быстро провести решение.

Пионерская организация была очень сложным организмом. Обычно, говоря о ней, вспоминают какие-то политизированные, идеологические моменты, но для меня, как человека, занимающегося образовательной политикой, бесценным является то, что, например, в середине 1960-х годов родилось очень сильное, мощное коммунарское движение. Фрунзенскую коммуну в Ленинграде создал Игорь Иванов, затем вокруг этой идеи выросло целое новаторское движение коллективного творчества. Множество людей посвятило себя коллективному творческому воспитанию детей в рамках пионерской организации, но это не было такое монолитное идеологизированное «Будь готов! – Всегда готов!» В этом смысле Россия может породить коллективное творческое воспитание. Но вот то, что мы сейчас с вами обсуждаем, – серьезная содержательная вещь. А задача, которая перед теми, кто этот указ подготовил и продвинул, стояла совсем другая – послать определенный сигнал обществу.

– В России в то же время сохранились многочисленные идейные и фактическик наследники советской пионерской организации. Есть всякие бывшие комсомольские конторы, которые на идее детского воспитания продолжают осваивать бюджетные деньги. Есть люди – и их много – с ностальгическими воспоминаниями о пионерском детстве, которые считают, что это светлое прошлое в улучшенном виде нужно. Есть материальная база – брошенные или перепрофилированные пионерские лагеря, дворцы детского творчества. Не хватало только административного импульса и политической воли – и вот, наконец. они явлены…

Фрагмент советской действительности можно возродить, только если возродить весь Советский Союз

– Ну, это иллюзия, которая поддерживает смысловую и ценностную ориентацию людей, которые положили жизнь на пионерское дело. Я тоже получаю разные звонки такого рода – вот звонила одна партийная деятельница из региона, с гордостью и пафосом говорила о том, что теперь все вернется. Знаете, у Льва Кассиля в «Кондуите и Швамбрании» мальчик говорит: «Мама, роди меня обратно!» Ну, не получится так, не возрождаются подобные вещи! Фрагмент советской действительности можно возродить, только если возродить весь Советский Союз. Можно, конечно, вернуть пионерскую организацию в прежнем виде, но тогда нужно отменить частную собственность, вернуть статью конституции о руководящей роли компартии, ввести централизованный идеологический контроль и надзор, огородиться стеночкой от других стран.

Ностальгировать по этому поводу можно, но вернуться в прошлое нельзя. Жизнь стала другой, дети стали другими. В школе еще можно заставить учиться, во внешкольное движение загнать еще можно (хотя я с трудом представляю, как это сделать), но еще же увлечь детей надо! Макаренко увлекал беспризорников производством фотоаппаратов, на тот момент – наиболее высокотехнологичным производством. Это было увлекательнее, чем производство табуреток. А сейчас предлагают: давайте вернемся к производству табуреток. Не получится! Детей этим не увлечь! А без этого задача просто не реализуется, она превратится в свою противоположность, как это часто бывает.

– В указе президента есть ключевые, на мой взгляд, слова: «с учетом присущей России системы ценностей». Какими такими могли бы быть эти общественные традиции, которыми должна руководствоваться новая детская организация? Мы с вами эти ценности знаем?

Вбросить в общество абстрактную формулу – чревато непредсказуемыми напряжениями, сама идея может утонуть

– В этом-то и есть некоторое мое сомнение. Одна из претензий авторам этого указа: надо расшифровывать такие вещи, за общими фразами пока не стоит никакой смысл, возникает море интерпретаций, часть из которых прямо противоположна друг другу. Есть вероятность того, что вместо консолидации затея приведет к еще большему расколу в обществе, потому что под это можно все что угодно подвести: с одной стороны, соборность, с другой стороны, персонализация, с третьей стороны, воспитание коллективизма, с четвертой стороны, развитие творческой личности… Все это происходит из наших традиционных отечественных ценностей. Вбросить в общество абстрактную формулу – чревато непредсказуемыми напряжениями, сама идея может утонуть. Это тем более странно, что совсем недавно, три-четыре месяца назад, была принята стратегия воспитания, новый президентский указ с ней не очень совпадает. Можно сказать, что новая детская организация – в каком-то смысле реванш тех, кто был против стратегии воспитания, кто хотел радикальных формулировок.

– Маленького человека и так старательно опутывают целой сетью воспитательных мероприятий и социальных связей: его воспитывают в семье, в школе, во всяких внешкольных организациях. Нужна ли какое-то всероссийское детское единение? Мне кажется, создание еще одного коллективистского купола, пусть с добрыми целями, над этим маленьким человеком – особенно применительно к нынешнему времени, когда личность, по идее, должна быть важнее государства – совершенно противопоказано.

Все мы ходим в школу, но все мы учимся по-разному. У всех есть учителя, но на всех они действуют по-разному

– Давайте не будем абсолютизировать наличие подобного рода структур. Советское время действительно прошло, но дело не в лозунгах о том, что человек важнее государства, а в том, что формальное создание такого рода зонтика абсолютно не означает: воздействие на ребенка будет такое, как прописано. Все мы ходим в школу, но все мы учимся по-разному. У всех есть учителя, но на всех они действуют по-разному. Поэтому профессионально ломать копья из-за формального решения – непрофессионально. Все зависит от того, насколько системно будет реализован новый указ. Либо эту работу произведут профессионалы (а они в стране есть), которые понимают все, о чем вы сказали, – и тогда это будет сделано аккуратно; либо туда придут догматики, которые считают, наоборот, что государство важнее личности, и тогда из всего будет пшик… Конечно, у государства есть такой долг – влиять на воспитание детей, другое дело – как влиять. Я серьезно за российского ребенка в связи с этой инициативой не тревожусь. Идея воспитания может быть дискредитирована – вот это да, а то, что всех детей снова загонят в общий пионерский лагерь… Уже — нет, уже не получится, – считает педагог Александр Адамский.

В пору своего расцвета Всесоюзная пионерская организация объединяла 25 миллионов участников в более чем 118 тысячах пионерских дружин. В СССР функционировали до 40 тысяч пионерских лагерей ежегодной пропускной способностью в 10 миллионов детей. В сентябре 1991 года на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ объявлено о том, что историческая роль комсомола исчерпана; вместе с ВЛКСМ упразднили и пионерскую организацию. Ее имущество было изъято, часть здания Центрального Совета в Москве по адресу: Новая площадь, дом 8, перешла в собственность Союза пионерских организаций. Единственная бывшая союзная республика, в которой деятельность пионерской организации восстановлена на государственном уровне, – Белоруссия.


Связанная запись

Роснедра прогнозируют существенный рост объемов геологоразведки на твердые полезные ископаемые за счет внедрения заявительного принц…

Об этом врио руководителя Роснедр Евгений Киселев доложил главе Минприроды России Сергею Донскому на совещании,…

Как выбрать газодымозащитный респиратор для промышленного предприятия?

Выбор газодымозащитного респиратора для промышленного предприятия - ответственная задача, от которой зависит здоровье и безопасность…

Чему учат на курсах по кадровому делопроизводству

Нюансы оформления трудового договора и других документов при оформлении сотрудника, а также его увольнении, правила…