Корпоративу быть

Кризис заставляет руководителей компаний экономить, и первыми под нож попадают новогодние корпоративы. По некоторым оценкам, сотрудники примерно 70% петербургских компаний в этом году останутся без праздника. Эксперты, разделяя желание работодателей сокращать издержки, тем не менее убеждены: как раз в кризис отменять корпоратив ни в коем случае нельзя.

Где поставить запятую во фразе «Корпоративу быть нельзя отменить», каждый работодатель выбирает сам. И, судя по некоторым оценкам, запятую после «нельзя» поставили 70% петербургских работодателей. По данным Rabota.ru, спрос на празднование корпоративного Нового года снизился на 20-30% по отношению к 2014 году. Те же, кто не отказался от коллективного празднования, урезали расходы по максимуму. Каждая третья компания в Петербурге сократила бюджет на новогодние корпоративы, говорят исследователи. Действия работодателей в условиях кризиса понятные, однако эксперты по лояльности и внутренним коммуникациям уверяют: отменять корпоративное новогоднее торжество в разгар темных времен — шаг, который может допустить только недальновидный владелец бизнеса.

Недвусмысленный знак «В кризис отменять корпоративы (а особенно новогодний) ни в коем случае нельзя, — уверена руководитель отдела HR «220 Вольт» Наталья Кондюк. — В тяжелой экономической ситуации для многих компаний повышать денежную мотивацию сотрудников становится все сложнее, и поэтому особую ценность приобретает именно нематериальная мотивация. Конечно, если корпоратив подразумевает только коллективное потребление спиртных напитков, когда на следующий день никто не вспомнит, что было вчера, такое мероприятие можно смело отменять, так как это вряд ли поможет кого-то вдохновить на новые успехи».

Наталья объясняет: самое неприятное, что может произойти в случае отмены корпоратива, — это ощущение у сотрудников, что «конец близок» и, как следствие, отчаянное желание искать новое место трудоустройства. «Сегодня отменили корпоративы, а что отменят завтра? Этот вопрос наверняка появится в головах сотрудников», — рассуждает Наталья Кондюк.

«Обычно отмена корпоратива — это недвусмысленный знак, что компании пора затянуть пояса», — согласна с коллегой Ирина Хоменко, HR-бизнес-партнер Yota. В ее компании отменять праздник не будут. «Корпоративное мероприятие — прекрасная возможность еще раз сказать всем искреннее спасибо, обсудить планы и цели, зарядиться хорошим настроением, — продолжает HR-специалист. — Корпоратив — это то вложение, которое обязательно окупится, ведь эмоции и чувство единства сотрудников бесценны». Именно поэтому так важно уделять празднику много внимания: надо, чтобы его обсуждали до, во время и после события. Ирина Хоменко объясняет, что в корпоративе важно не просто собрать всех вместе, а укрепить чувство сплоченности команды. Поэтому помимо развлекательной составляющей корпоративы в Yota сопровождают бизнес-встречи, мастер-классы и сессии.

«У корпоративов есть четкая и весьма важная цель — повышение лояльности сотрудников, — напоминает Ирина Подоленчук, исполнительный директор «ОБК24». — Кризис — это время, когда лояльность сотрудников подвергается атакам: меньше клиентов, меньше продаж, меньше зарплаты, стрессы и нервное напряжение во всех отделах компании и, как следствие, ссоры, грызня и прочий дискомфорт». Это, конечно, порождает понижение основных показателей, в том числе эффективности работы. «Если ничего не предпринимать, организация может уйти в финансовый штопор, когда низкие показатели ведут к стрессу, а стресс — к снижению показателей», — подчеркивает Ирина Подоленчук. Поэтому, объясняет она, корпоратив призван не только дать сотрудникам возможность отдохнуть, но и обновить состояние влюбленности в компанию-работодателя.

Больше пользы, чем затрат Работодатель должен помнить: сотрудники компании, в которой отменили корпоратив, будут жаловаться знакомым и спрашивать, отменили ли корпоратив у них. И делать свои выводы. Их собеседники, впрочем, тоже будут делать неутешительные выводы. Но уже как потенциальные клиенты. Одним словом, от отмены новогоднего корпоратива, как ни крути, только вред, никакой пользы.

«Действительно, корпоратив — это дополнительная статья расходов, но ее можно оптимизировать. В то же время это не просто расходы ради расходов, а инвестиция в человеческий капитал, в будущую эффективность работы трудового коллектива, — рассуждает Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС). — Полная отмена какого-либо корпоративного празднования может приводить к демотивации персонала: они будут сравнивать этот год с прошлым, сравнивать отношение своей компании к коллективу с тем, как это происходит у конкурентов».

Сергей Сучков, генеральный директор компании Radario, тоже считает, что отменять праздник в кризис недальновидно: «На мой взгляд, новогодний корпоратив — это такая финальная точка года для команды и стартовая площадка для новых свершений. Корпоратив — это всегда факт, который говорит команде о том, что у компании все хорошо. И это немаловажный психологический фактор для дальнейшего развития всего бизнеса. Наличие корпоратива — здоровая атмосфера в коллективе, ведь корпоратив — это своего рода командная игра».

Сергей Сучков объясняет, что в компаниях со здоровой корпоративной культурой такие мероприятия ждут и их переносы или отмена, а особенно новогодних, влекут за собой непонимание и недовольство команды: «Да, вы можете объяснить сложившуюся ситуацию, но отпечаток останется на очень длительный срок». Он рассказывает, что в Radario настолько ценят КПД новогодних корпоративов, что проводят их дважды: один — в декабре и в офисе, другой — в январе с представителями других регионов и на выезде.

Что важнее всего «Отменять корпоратив в кризис — идея бессмысленная и беспощадная по своей сути. В общем годовом бюджете компании экономия будет ничтожна, при этом репутационные потери вы понесете колоссальные», — резюмирует Андрей Колесников, бизнес-тренер, генеральный директор компании PowerLexis. Чтобы понять, как именно отмена корпоратива отзовется на компании, он предлагает представить корпорацию как семью, глава которой объявляет домочадцам о том, что Новый год в этот раз семья отмечать не будет. Реакция остальных членов семьи довольна предсказуема, но, даже если они поддержат столь жесткие меры экономии, запомнят этот поступок. И будут помнить даже в том случае, настаивает Андрей Колесников, если на следующий год глава семьи, ощущая вину, отправит семью отмечать Новый год в Куршевель. Бизнес-тренер говорит: в России принято, если что, экономить на корпоративах, но другую (и зачастую более значительную) часть предновогодних трат никто даже не пытается урезать. Эта другая часть — подарки клиентам.

«В среднем подарки выходят компании дороже новогодних празднеств с коллегами, однако от них отказываются реже. Почему? Ответ очевиден: потому что мы трепетно относимся к мнению партнеров и не хотим поставить под угрозу внешние коммуникации, — говорит Андрей Колесников. — Я предлагаю бизнесу столь же ответственно подходить и к внутренним коммуникациям, стратегически для компании это важнее».

Такова, по большому счету, позиция всех бизнес-тренеров. «Что важнее всего в организации? Прибыль? Структура? Стратегия? Все это пустой звук без тех, кто выполняет свою работу на местах. Именно корпоративное мероприятие может вывести настроение людей в плюс, когда вокруг кризис и политическая обстановка оставляет желать лучшего, — считает тренер швейцарской Gustav Kaser Training International в России и СНГ Семен Черноножкин. — Человек только тогда продуктивен, когда позитивен».

Выходит, корпоративные мероприятия — это необходимая часть работы. Без вдохновения кризис не переживешь.

.