Логистика процветания

Логистика процветания

   Приходится сознавать, что мы еще не доросли до свободы. И это после двух десятков лет строительства этого самого цивилизованного и правового государства, где одним из самых главных условий процветания являются честные выборы руководителей страны. У нас даже это не привело к позитивным результатам. На фоне избирательного беззакония, которое творится у наших соседей по региону, честный кыргызский плебисцит оказался малоэффективным. Тот же Узбекистан продолжает крепнуть и развиваться, пока мы спорим и занимаемся политикой. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос мы попытались найти у специалистов нашей страны, которые непосредственно сталкиваются с проблемами.

Логистика процветания

   Приходится сознавать, что мы еще не доросли до свободы. И это после двух десятков лет строительства этого самого цивилизованного и правового государства, где одним из самых главных условий процветания являются честные выборы руководителей страны. У нас даже это не привело к позитивным результатам. На фоне избирательного беззакония, которое творится у наших соседей по региону, честный кыргызский плебисцит оказался малоэффективным. Тот же Узбекистан продолжает крепнуть и развиваться, пока мы спорим и занимаемся политикой. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос мы попытались найти у специалистов нашей страны, которые непосредственно сталкиваются с проблемами.

   Успешные кадры решают все

   По словам Алтынай Арстанбековой, директора Общественного фонда «Позитив-help», несмотря на две пережитые нами революции, в КР все еще не созрели реформаторы для осуществления необратимых перемен в госуправлении и в подготовке кадров.

   — Пилотные проекты зарубежных доноров по кадровой политике так и остаются пилотными, — говорит эксперт. — Успехи и достижения, появившиеся в каких-то районах, не тиражируются, не подхватываются чиновниками. Государство в этом не заинтересовано. Как только заканчивается инициатива, сворачиваются и все наработки. Но проекты и международное сотрудничество не прошли даром. Одна лишь наша организация создала по всей стране разветвленную сеть партнерских структур. Мы обучаем и воспитываем новых управленцев для социальной, образовательной и сельскохозяйственной сфер. Как только власть заинтересуется государственно-частным партнерством на деле, эти специалисты станут востребованными и могут быть вовлечены в госуправление.

   По словам представительницы гражданского сектора, необходимо наличие сильной политической воли, чтобы страна наконец вышла из стагнации и начала работать. Но наши госмужи ныне заняты дележом портфелей и сфер влияния, а не вопросами совершенствования госуправления.

   В Кыргызстане зарегистрировано почти 10 тысяч НПО. Из них по крайней мере десятая часть добилась успеха в освоении современных методов управления. Многие специалисты гражданского сектора привлекаются к работе, в особенности на местах. Но пока на самом верху не будут востребованы ценные специалисты, которые ныне вынуждены работать в бизнесе, НКО и прочих негосударственных сферах, на перемены рассчитывать трудно.

   — Мне кажется, вне государственной власти есть много профессионалов, которые в своей сфере знаний потянули бы даже министерскую должность, при этом превзошли бы нынешних глав отраслей, — говорит Арстанбекова. — Однако они остаются невостребованными, а к власти неизменно приходят в большинстве своем хорошо знакомые нам люди с ограниченным интеллектом и хорошо развитыми хватательными рефлексами. Трудно назвать хотя бы одного акима, губернатора или министра, который мог бы сравниться в интеллектуальном плане, например, с Эмилем Уметалиевым или другими профи. Не говоря уже о том, чтобы сравнивать знания и организаторские способности. Считаю, что пренебрегать такими кадрами — значит заранее обрекать страну на рецессию.

   По словам энпэошницы, в районах и областях очень много подготовленных специалистов высокого уровня, пригодных для властных структур. Проблема в том, что в кадровом вопросе власти работают методом тыка, подбирая более или менее способных людей из своего окружения или партии. Тогда как следует устроить конкурс и выбирать наилучших, выдающихся руководителей.

  &nb
1000
sp;Как известно, русский драмтеатр в Бишкеке на подъеме, тогда как десятки других храмов искусства в стране не могут свести концы с концами. Руководитель театра русской драмы — превосходный менеджер, успех к храму Мельпомены пришел именно после назначения туда нового директора, который и образования-то театрального не имеет.

   — Представьте себе, к каким результатам привело бы назначение того же самого директора русского драмтеатра министром культуры? — вопрошает Арстанбекова. — Думаю, он бы смог так повести кадровую политику, что все театры в Кыргызстане стали бы процветать. В свою очередь это привело бы к расцвету кыргызской драматургии, проявлению новых авторов, артистов и так далее. Все талантливые люди нашли свое место в жизни вне власти и не бедствуют именно благодаря своему интеллекту. А страна теряет слишком многое из-за того, что не может правильно распорядиться их знаниями и талантами.

   Не изобретать велосипед, а учиться ездить на нем

   По словам одного из реформаторов медицинской сферы, директора Научно-исследовательского института хирургии сердца и трансплантации органов (НИИХСТО), профессора Калдарбека Абдраманова, проблема в том, что нам так и не удается сделать процесс выдвижения и подготовки новых кадров прозрачным и автоматическим — через систему свободных выборов.

   — Директора научно-исследовательских институтов, как известно, выбираются научным советом, то есть коллективом ученых и экспертов. Такая процедура разумна. Но эта система не работает слаженно, как часы, то и дело на процесс оказывают негативное влияние либо склоки в научной среде, либо волевые решения «сверху», вмешательство партий, семейственность, клановость, местничество и прочее. Как можно нормально работать в такой атмосфере? Мы, например, в данное время готовимся к выборам руководителя НИИХСТО, как это записано в уставе организации, однако есть в нашем коллективе довольно влиятельные члены, которые выступают против выборов, предлагая вариант, согласно которому директора будут назначаться… партиями власти. Я уже не говорю о том, что есть люди, которые выступают за откровенно рейдерские методы решения кадровых вопросов.

   По словам нашего выдающегося кардиолога профессора Талантбека Батыралиева, работающего директором медицинской клиники в Турции и сделавшего очень многое для здравоохранения КР, нам следует просто перенимать то хорошее, что есть у других.

   — Посмотрите, как выбираются директора институтов и вузов, медицинских и прочих научных учреждений в Турции? Все поставлено на поток — как только появляется вакансия, автоматически выдвигается кандидатура, согласно рейтинговому списку. Самый подходящий становится директором, и уже известно, кто придет ему на замену. Весьма строго действует и возрастной ценз. Как только человек достигает 60-летнего возраста, он выходит на пенсию. У нас уже стало традицией, что директора институтов работают до глубокой старости, прикрываясь своими заслугами и званиями.

   Батыралиев добавляет, что так обстоит дело в любой области, касается всех сфер жизни страны. Люди на управленческие должности избираются народом, однако происходит это не в хаотичном порядке, как это наблюдается в КР, — все кандидатуры подбираются из рейтингового списка самых достойных, честных и неподкупных. Возможностей, что в список попадет коррупционер, минимум. Человек, не проявивший себя на госслужбе, не получит должности мэра или губернатора. Конечно, в Турции, как только та или иная партия приходит к власти и становится правящей, тоже назначает министров и некоторые другие категории высоких должностей. Но происходит это только на основе рейтингового списка. Партия, которая осмелилась бы поставить в качестве министра просто своего человека, была бы тут же обвинена в нарушении закона. И если губернатор, президент, премьер-министр или кто-то из депутатов попытались бы вмешаться в процесс выбора руководства госучреждений, это привело бы
1000
к общенациональному скандалу и незамедлительной их отставке.

   По стопам Узбекистана

   Однако в Кыргызстане среди успешных предпринимателей и хозяйственников полным-полно и приверженцев жесткого стиля управления. Последние уверены, что все наши беды от отсутствия сильной власти. В пример нам ставят Узбекистан и Казахстан.

   По словам Марата Осмонова, директора частной столичной автобазы, кадровая работа — это хорошо, но без строгой дисциплины и порядка дела не пойдут.

   — Почему Китай так быстро развивается? Совсем недавно там были публично расстреляны заместитель министра и его секретарша — они были уличены в коррупции. Подобное там происходит постоянно. Представляете, какое впечатление это производит на чиновников и жителей Поднебесной? Многие ли после этого осмелятся воровать, работать недобросовестно? Примерно то же было и во времена Союза. Сколько бы ту систему ни критиковали, она все-таки работала, наказывала воров, коррупционеров и взяточников, хотя, может, и не так эффективно, как это делается в Китае.

   Предприниматель уверен, что мы не доросли еще до демократии и свободы. Та же Германия, куда он часто ездит по работе, — высокоразвитая страна, но порядки в ней чрезвычайно строгие. Немцы называют это наследием фашизма. Но если при Гитлере немцы следили друг за другом, чтобы выявить врагов рейха, то сегодня они с таким же рвением следят, чтобы не допустить нарушений закона. У нас же в стране под свободой и демократией понимаются полная анархия и вседозволенность.

   — Нет, нам нужна сильная власть, если надо, то диктатура, которая заставит ударами камчи наших граждан быть добросовестными во всем, и прежде всего в труде. Знаете, как трудно работать с нашими гражданами? Среди нас немало лентяев, шкурников, скандалистов, лежебок! Какое дело им ни поручи, они все завалят, при этом будут абсолютно уверены в своей правоте. А нужны решительные меры и длительный курс жесткой, а может, и жестокой терапии. Как говорил герой знаменитого советского телесериала, вор должен сидеть в тюрьме. Так вот человек, склонный отлынивать от работы или выполнять ее недобросовестно, также может считаться вором, ведь он крадет время, возможности и ресурсы других. Думаю, пришло время строго спрашивать со всех и в первую очередь с руководителей. Только после наведения дисциплины можно начинать подбор достойных кадров. То есть сегодня следует просто наводить порядок, а в этом деле может преуспеть только человек с сильными авторитарными полномочиями и качествами. У нас был шанс сделать из Кыргызстана Швейцарию или Германию. Мы его упустили. Теперь пора вместо несбыточных фантазий и иллюзий делать то, что делается в Узбекистане, — наводить элементарный порядок и законность.

   Замир ОСОРОВ.

.