Органика гарантирует чистоту, вкус и безопасность

Органика гарантирует чистоту, вкус и безопасность

   Пресытившись достижениями науки и в области сельского хозяйства, богатые страны вновь вспомнили о чистых продуктах и сырье. Если для одних возвращение к истокам — способ оздоровиться, то для таких бедных стран, как Кыргызстан, — подняться на ноги. Потому наша республика ввиду своей отсталости признана многими странами относительно чистой, пригодной для выращивания органических фруктов, овощей, зернобобовых культур, хлопка. Этой теме и была посвящена встреча журналистов с экспертами инициативы “Экспортные партнерства” проекта USAID, Минсельхоза, общественных организаций, фермерами, организованная Международным деловым советом на прошлой неделе.

Органика гарантирует чистоту, вкус и безопасность

   Пресытившись достижениями науки и в области сельского хозяйства, богатые страны вновь вспомнили о чистых продуктах и сырье. Если для одних возвращение к истокам — способ оздоровиться, то для таких бедных стран, как Кыргызстан, — подняться на ноги. Потому наша республика ввиду своей отсталости признана многими странами относительно чистой, пригодной для выращивания органических фруктов, овощей, зернобобовых культур, хлопка. Этой теме и была посвящена встреча журналистов с экспертами инициативы “Экспортные партнерства” проекта USAID, Минсельхоза, общественных организаций, фермерами, организованная Международным деловым советом на прошлой неделе.

   Пионером в производстве органических продуктов питания в нашей стране можно назвать Жаныбека Бокошева, в прошлом джалал-абадского крестьянина, а сегодня — председателя коопертива “Био Фермер”, который восемь лет назад рискнул перейти с традиционного способа выращивания хлопка на органический. То есть полностью отказаться от использования химии.

   — Кто решил послушаться экспертов датской международной организации “Хельветас”, конечно, рисковал, — начал свой рассказ фермер. — У нас ведь сельхозпроизводители урожайность и борьбу с вредителями связывают с количеством минеральных удобрений, которые внесли в почву. Считается: чем больше пестицидов, тем лучше. В производстве хлопка-волокна использовался такой же подход.

   — С какого года начали экспортировать свою продукцию за рубеж?

   — В 2004-м перешли на органику благодаря проекту “Био-хлопок”. Нас было 38 фермеров, и мы владели 52 гектарами. Первые два года возделывания земли без химикатов считаются переходными. За это время почва должна очиститься от удобрений. Лишь урожай третьего года считается экологически чистым. В 2006 году мы сумели продать 26 тонн хлопка-волокна одной швейцарской компании, которая в свою очередь реализовала сырье германским производителям хлопчатобумажной продукции. С тех пор так и работаем. Без химии. Заключили со швейцарцами долгосрочное соглашение о поставках экологически чистого хлопка.

   — Сколько площади занято под эту культуру?

   — Как известно, все земли на юге республики уже розданы и распределены. Каждый фермер имеет свою долю. По требованиям сертификации, половину своего участка он должен засадить хлопчатником, а оставшуюся часть — какой-нибудь другой культурой. Это делается для улучшения севооборота. Земле необходим отдых. Хлопок очень сильно истощает ее.

   — Много у вас последователей и чем этот бизнес выгоднее традиционного земледелия?

   — Сейчас в нашем кооперативе уже более тысячи фермеров и общая площадь земли составляет свыше 2,5 тысячи гектаров. Мы продолжаем расширяться. В прошлом году начали выращивать в Таласской области органическую фасоль, а в Баткенской — абрикос. На следующий год получим урожай экологически чистой продукции, которая на 20—25 процентов дороже обычной. Мы выгадываем в цене. А еще в том, что потребители нашей продукции получают чистый, безопасный продукт.

   — Урожайность выше или ниже, если вместо химических удобрений использовать навоз?

   — Вначале, конечно, урожайность низкая, но по мере ухода за почвой, ее оздоровления, соблюдения севооборота земля становится в
1000
се плодороднее и щедрее на отдачу. Это миф, что только благодаря химикатам можно собирать хорошие урожаи. В среднем мы получаем 3—4 тонны хлопка-волокна с одного гектара. Все зависит от ухода, сколько человек вложил труда и заботы.

   — Что скажете о себестоимости? Она, наверное, ниже, так как удобрение не нужно покупать — было бы подворье.

   — Да, это так. В селе каждая семья держит домашних животных. Отходы их жизнедеятельности — прекрасное удобрение. Получается безотходное производство. Единственно, необходимо заранее позаботиться о технике, чтобы вывезти все это в поле.

   Себестоимость нашей продукции зависит от того, сколько мы тратим. Просчитать не так легко, потому что люди, как правило, не закладывают в этот показатель свой труд. Они не относят его к затратам, никак не оценивают, хотя должны. В настоящее время органическую продукцию считаю более выгодной, потому что минеральные удобрения постоянно дорожают. А органики у всех сельчан навалом. Карбомид сегодня стоит 28 сомов за килограмм, а навоз у нас бесплатный.

   — На ваш взгляд, что еще выгодно выращивать таким способом?

   — При севообороте, когда происходит смена культур, крестьянин старается посадить то, что потом можно продать за границу. С недавних пор начали заниматься сбором лекарственных трав — календулы, ромашки, лепестков подсолнечника.

   — Кто покупатель такой продукции?

   — Швейцарские компании. Европейские страны — наши основные клиенты. В этом году их заинтересовали нут и соя. Англичане готовы купить у нас весь урожай этих бобовых культур.

   — Но в основном ваш кооператив специализируется на выращивании чистого хлопка, не так ли?

   — Да.

   — В таком случае вас не беспокоит значительное снижение мировых цен на хлопок-волокно в этом году?

   — Что поделать, это рынок. В прошлом году была такая высокая цена на него — почти в два раза выше, чем в 2009-м, — что мы не могли не нарадоваться. Такого взлета стоимости я в своей жизни не знал. Зато сейчас цена на хлопок падает — 50 сомов за килограмм.

   — Сколько за сезон может заработать одна семья?

   — Все зависит от площади. Одни имеют 10 гектаров, другие меньше. В нашем кооперативе в основном собрались мелкие хозяйства: 98 процентов имеют наделы до 5 гектаров и 2 процента фермеров — от 20 до 50. Техника — забота каждого. Кооператив же помогает своим членам в сбыте продукции, поиске покупателя. Наша задача — объединить все урожаи фермеров, потому что маленький объем покупателя не заинтересует из-за больших транспортных расходов. В один железнодорожный вагон вмещается 150 тонн хлопка. Теперь представьте, сколько нужно таких вагонов.

   — Вы занимаетесь рекламой своей продукции и кооператива?

   — Очень мало. Ведь мы только в начале пути. Но люди интересуются, сторонников такого направления в сельском хозяйстве все больше. В этом году в наш кооператив вступили 300 фермеров. Это, согласитесь, о многом говорит.

   — Финансовую поддержку вы получаете от доноров? В каком виде?

   — Мы получаем гранты, но постепенно денежная помощь сокращается. В текущем году мы должны на 40 процентов покрыть свои расходы. Кооператив также использует кредитные средства. Наш покупатель перечисляет деньги за хлопок банку, гарантом является продукция и договор с покупателем.

   Заморского покупателя интересует только сырье

   Жизнь наша становится все более технологичной. То, что несколько лет назад мы считали фантастикой, стало реальностью, где много искусственного. Одежда в стиле хай-тек, музыка, дома, машины. Роботы, которых трудно отличить от ч
1000
еловека, могут многое из того, что умеет человек.

   Однако природа начала мстить за измену. Растет число людей, страдающих тяжелыми заболеваниями, вызванными чрезмерным вмешательством человека в естественные жизненные процессы. Аллергию, например, могут спровоцировать запахи, шумы, яркие краски цветов и фруктов, пыль, лекарства и, наконец, еда. С этого начался наш разговор со специалистом по развитию частного бизнеса Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) Денисом Красножоновым.

   — Какие культуры интересуют вашу организацию?

   — Германское общество по международному сотрудничеству поддерживает две организации — Общественный фонд “Био Сервис” и кооператив “Био Фермер”, начавшие выращивать лекарственные травы и баткенский абрикос. Внутренний потребитель еще не созрел до привычки пользоваться экологически чистыми продуктами, поэтому фермеры пока ориентированы на внешний рынок.

   Травами мы занимаемся второй год, а абрикосами — первый. Нужно еще доработать технологию его обработки и сушки. Упаковка тоже должна соответствовать требованиям сертификации.

   — Кто дает сертификаты?

   — До того как начать выращивать культуру, все требования к продукции заранее обговариваются. Это происходит на международных выставках, где участвуют наши фермеры. Получив заказ, кооператив или фермер начинают работать по тем требованиям, которые предъявляет к продукции покупатель.

   Программа GIZ называется “Устойчивое экономическое развитие КР”. Она довольно большая, ее можно по большей части отнести к экономической по содержанию, нежели сельскохозяйственной. Поддерживаем проекты по производству лекарственных трав и фруктов с точки зрения добавочной стоимости. Потому что тридцать процентов фермеров, работающих в этой сфере, получают добавочную стоимость к цене.

   — На что стоит обращать внимание перед тем, как включиться в этот бизнес?

   — Важно, чтобы продукция была не очень объемной по габаритам. И весила немного. Кыргызстан не имеет выхода к морю, поэтому на долю транспортных расходов приходится довольно существенная часть стоимости. Лекарственные травы в этом отношении — выбор не случайный. Кыргызская продукция дорога из-за транспортных расходов, но зато она выигрывает по качеству, а потому конкурентоспособна с аналогичной европейской.

   Сухофрукты, орехи, ромашка, календула — этот ассортимент может быть расширен бобовыми культурами. Нашим рынком интересуются европейские страны, двери в этот бизнес открыты, другие фермеры тоже могут присоединиться к тем, кто начал заниматься производством экологически чистой продукции.

   — А знаменитый узгенский рис? Его не пробовали выращивать без химикатов?

   — Культура очень трудоемкая. Возможно, были предложения. Нам кажется, цена на органическую продукцию должна быть очень высокая. Но когда отправляешь ее на экспорт, разница между традиционными и экологически чистыми продуктами не слишком большая.

   — Может, нужно создать бренд и начать его раскручивать, чтобы привлечь больше инвестиций в сельское хозяйство?

   — Сначала необходимо овощи, фрукты, хлопок вырастить. И потом, у каждого покупателя свои требования: европейцы хотят одного, американцы требуют соблюдения других правил. Если даже будет бренд, не факт, что товар станет ходовым. Покупателям главное купить у нас хорошее сырье. Другое дело, если мы дорастем до того, что начнем продавать конечную продукцию — консервированные фрукты и овощи, например. Но для начала нужно хотя бы открыть один магазин органических товаров. А еще не помешало бы набраться опыта. Поучиться у тех, кто в этом вопросе продвинулся дальше нас. Это Грузия, Украина, Армения, Беларусь.

Лариса ЛИ.

Адрес мат
1000
ериала: http://www.msn.kg/ru/news/35334/

.