Руководство КР снова допустило топливный кризис. Казалось бы, при чем тут наши власти — всему виной проблемы Казахстана и России? Но в любом событии играют роль как действие, так и бездействие. Именно пассивность наших чиновников привела к ситуации, способной парализовать экономику. Когда ждать выхода из бензинового тупика?
Руководство КР снова допустило топливный кризис. Казалось бы, при чем тут наши власти — всему виной проблемы Казахстана и России? Но в любом событии играют роль как действие, так и бездействие. Именно пассивность наших чиновников привела к ситуации, способной парализовать экономику. Когда ждать выхода из бензинового тупика?
Сушите баки, сэры
С начала нынешней недели высокооктановый бензин стал дефицитом. Если А-80 и солярку можно было найти без особых проблем, то АИ-92 на газпромовских заправках стали заливать лишь по 10 литров в машину, АИ-95 исчез из продажи. Об АИ-98 марки “Премиум евро” и говорить не приходилось. Автолюбители с угрюмыми лицами выстраивались в очереди на заправочные станции, выстаивали их в нескольких местах, чтобы “затариться” впрок. Хуже всего пришлось владельцам дорогих авто, моторам которых не рекомендован АИ-92 по техническим характеристикам. Пришлось переплачивать или заливать низкий октан — ехать-то нужно.
Как удалось выяснить “МСН”, причина кризиса оказалась в том, что Омский нефтеперерабатывающий завод, продававший Кыргызстану основную массу горючего, резко прекратил поставки. Сделал он это в результате просьбы… нашего ближайшего соседа — Казахстана. На его территории сложился дефицит топлива, и в рамках Таможенного союза РК попросила Россию прекратить экспорт горючего вне ТС, чтобы “насытить” потребности казахов.
Не “остановить” республику, парализовав полностью большинство сфер ее жизни, помогли запасы нефтетрейдеров. Если “Газпром” стал отпускать горючее ограниченно, то его конкуренты тут же взвинтили цены — до 7—10 сомов накрутки за несколько дней. Известно, что в месяц Кыргызстан потребляет порядка 65—80 тысяч тонн топлива — это стандартная средняя потребность республики. Примерно столько же хранится в “загашниках” — то есть если резко прекратить поставки, месяц страна может “питаться”. Потом наступит “голод”.
— Мы с коллегами стоим перед выбором: либо выстаивать очереди на “Газпроме” и брать по 10 литров, но дешевле, либо ехать на заправки других фирм и заливать без очереди, но дороже, — рассказал нам таксист Самат. — Потребность в горючем лично у меня составляет 12—15 литров в сутки, так что дважды в день приходится выстаивать очередь из экономии. Среди “бомбил” уже много недовольных таким положением дел. Если ситуация не изменится в ближайшие дни, могут появиться протестные настроения.
Действительно, фирмы, которые закупали топливо не у Омского завода РФ, продолжают работать по ранее заключенным контрактам, понемногу снабжая страну горючкой. Правда, уже по завышенной стоимости. Впрочем, антимонопольщики уже объявили, что за необоснованное взвинчивание цен иные нефтетрейдеры могут понести суровое наказание. Факт же в том, что страна замерла в ожидании: чем закончится топливный коллапс? Благополучным разрешением проблемы или параличом всего государства?
— В БНК бензин взлетел до 44 сомов за литр, — рассказал нам руководитель Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Жумакадыр Акенеев. — Мы намерены исключить данную компанию из нашей ассоциации, а антимонопольное ведомство должно возбудить уголовное дело в отношении этой компании. Компании ШНОС, возможно, тоже будут предъявлены претензии — она также взвинтила цены в условиях дефицита, хоть и не столь значительно, как БНК.
Глава ассоциации заверил корреспондентов “МСН”, что уже в ближайшие дни проблема с горючим в стране будет решена.
— В ночь на четверг в страну въехали и растаможены первые 500 тонн высокооктанового то
1000
плива из заказанного нами объема, — рассказал Акенеев. — Вчера вечером прибыла еще тысяча тонн. Правда, развоз первой партии по АЗС затормозился из-за действий работников Госслужбы финполиции — они проводят какие-то свои рутинные проверки. Это в то время, когда в стране складывается ажиотаж! Ассоциация уже обратилась в правительство с просьбой повлиять на проверяющих и как можно скорее допустить горючее к продаже. Весь пришедший бензин марок АИ-92 и АИ-95.
Акенеев рассказал: ГСМ прибывают не с Омского завода, а из Башкирии, из города Салават. И до 26 июля в страну поступит 6,5 тысячи тонн, что, по мнению главы ассоциации, полностью снимет топливные проблемы страны. К 3 августа прибудет еще 2,5 тонны для удовлетворения насущных нужд Кыргызстана.
— Те люди, которые в минувшую неделю закупали горючее впрок, станут пользоваться им, очереди у заправок исчезнут сами собой, — считает Акенеев. — Тогда как стандартные потребности страны будут перекрываться уже новыми поставками. Параллельно начнет пополняться израсходованный запас на непредвиденные случаи. Уже сегодня–завтра проблему можно считать решенной.
Есть еще одна позитивная новость. Оказалось, власти КР, хоть и “прошляпили” топливный кризис, но все же попытались его разрешить. В частности, премьер Алмазбек Атамбаев обратился к коллеге из РФ Владимиру Путину с просьбой посодействовать. И тот вроде бы обещал решить вопрос с поставками некоторой части ГСМ в страну все с того же Омского нефтеперерабатывающего завода. Он, кстати, перешел на новый стандарт производства горючего “Евро-3”. То есть поступающее топливо будет, по словам Акенеева, стоить, как аналоги других производителей, а вот качество вырастет на порядок.
Однако в ассоциации отмечают: отныне в Кыргызстане нефтетрейдеры будут более осторожны с подбором поставщиков, чтобы подстраховаться на случай форс-мажора вроде нынешнего. В частности, уже заключены договоренности с Башкирией и Татарстаном, ведутся поиски других партнеров.
Эксперты считают: в первую очередь недостаточно хорошо в сложившейся ситуации сработала компания “Газпром нефть Азия”, являющаяся самым крупным поставщиком горючего в страну, практически монополист. И на случай перебоев с поставками топлива должны были быть запасные варианты, чтобы республика не почувствовала бензинового голода. Но “плана Б” не оказалось. В итоге пришлось спешно договариваться с другими производителями, вклиниваться в графики железнодорожных перевозок — неизбежно появлялись заминки, которые и привели к высокооктановому кризису.
Впрочем, руководство страны и Ассоциация нефтетрейдеров уверяют: из ЧП сделаны соответствующие выводы, впредь подобное повториться не должно. Мол, превентивные меры приняты, урок усвоен. Но за последние два года страна уже в третий раз сталкивается с нехваткой горючего. Страшнее всего было в минувшем году в регионах, когда в разгар посевной фермеры устраивали настоящие бои за солярку, а очереди к АЗС выстраивались на пару километров. Судя по очередному витку проблем с топливом, уроки руководство страны усваивает все же недостаточно успешно.
Кто хозяин заправки?
Не менее интересен и смежный спор, связанный с самой “ушлой” компанией — продавцом топлива, которая резко взвинтила цены на горючее в период дефицита, — БНК. Длится он уже более года. В частности, пересуды идут о том, кто ее истинный собственник. Когда несколько лет назад начали вырастать первые АЗС с таким логотипом, вся республика звала компанию не иначе как “максимовской”. Почему народ решил, что сын экс-президента Бакиева причастен к этой конторе — большой вопрос.
Журналисты же знали немного больше. К примеру, от пожарных, которые не для печати жаловались: насчет БНК “давят” с самого верха властных структур, чтобы обеспечить ей выгодное расположение сети заправок. Эта компания получала ла
1000
комые куски земли на трассах, где строить АЗС вообще неразумно. В частности, ныне очередная заправка достраивается в непосредственной близости со спальными микрорайонами и морфокорпусом КГМА — на пересечении улиц Донецкой и Байтик Баатыра. Другая уже действует близ православного храма в 12-м микрорайоне Бишкека. Руководители противопожарной службы на закате правления Бакиева анонимно рассказывали: им принесли схему города с нанесенными обозначениями АЗС компании БНК, вынуждая ее подписать. Противиться не было смысла — за этим последовало бы увольнение. А пришедший на смену назначенец уж подмахнул бы план обязательно. Служивые, по их словам, смогли лишь добиться выполнения хоть минимальных стандартов безопасности.
После переворота “временщики”, вооружившись декретами, кинулись искать имущество, принадлежащее семье экс-президента. БНК тогда попала в список предприятий, подлежащих национализации. В частности, министр гос имущества Шералы Абдылдаев в прошлом году вещал: ЗАО “Петрол групп”, которому принадлежат АЗС “БНК”, будет передано на баланс столицы. Уже в нынешнем году выяснилось: никто БНК не национализировал, под пресс попала лишь “Петрол групп”. А депутат Акылбек Жапаров и вовсе заявил: “Часть компании принадлежала тем, кто убежал из страны. Никто претензии не предъявляет. Другая часть акционеров готова заплатить 100 миллионов сомов и работать”.
Всем известно, что нефтяной бизнес — один из самых выгодных на планете. Заполучить готовую сеть АЗС — значит считать себя обеспеченным на всю жизнь. В свое время Роза Отунбаева, оправдывая национализацию, заявила: “Мы продадим эти объекты, а на вырученные деньги будем строить школы и детские сады”. Однако столь лакомый кусочек так никто и не продал, он продолжает успешно работать, кто-то получает прибыли. Особенно накручивая цены для населения в условиях дефицита.
Оказалось, 20 процентов акций “Петрол групп” и вправду принадлежали Максиму Бакиеву — эту информацию чиновники не скрывают. Вот только БНК якобы арендовали у “Петрол групп” всего несколько заправок, остальные — в собственности самого ЗАО. И ныне за арендуемые заправки деньги все же идут в Мингосимущества. Но лишь за считанные единицы из всех действующих. А “бульдозер революции” Азимбек Бекназаров вообще громко удивлялся: дескать, есть все доказательства, что сеть АЗС аффилирована с семьей бывшего президента, а Мингосимущества по неизвестной причине ее не национализирует.
Впрочем, гендиректор БНК Александр Ниязов все же выступил с заявлением: мол, владельцами ЗАО являются он и его близкие. И никогда никто из них с Максимом Бакиевым не соприкасался. Но как же быть с постулатом, что топливный бизнес у нас в стране всегда привлекал власть имущих? Как объяснить рассказы пожарных об истории утверждения схемы АЗС? Или все же слова депутата Жапарова о 100 миллионах сомов, которые кто-то хочет уплатить за спокойную работу, все же претворились в жизнь? Ведь поверить, чтобы столь серьезный бизнес не попал в поле зрения многочисленных коррупционеров “наверху”, может разве что наивный ребенок. Рано или поздно правда о компании, за которой еще до открытия закрепилось прозвище “максимовская”, всплывет.
Андрей ОРЕШКИН.
Адрес материала: http://www.msn.kg/ru/news/35643/