ТВ-шоу про преображение из золушки в принцессу сделали свое дело. Россияне заинтересовались услугами специалистов по имиджу. Сегодня они пользуются спросом не только у состоятельных клиентов, но и у людей среднего класса. Хороший консультант зарабатывает от 100 тысяч рублей в месяц, у более успешных коллег с большой клиентской базой заработок достигает трех сотен тысяч рублей. Российский рынок имидж-консалтинга эксперты оценивают как один из самых перспективных в мире. В Европе это направление развивается куда медленнее.
По данным Европейской академии имиджа, в последнее время происходит существенный рост посетителей ежедневных бесплатных обучающих мероприятий. Более 80% человек, проходящих обучение, нацелены на получение профессии, 20% учатся для себя.
«Нам, россиянам, не все равно, какое впечатление мы производим. Мы дорвались! У нас появился выбор одежды, у нас появились деньги, притом что вкус и навыки одеваться были утеряны за 70 лет советской власти еще на генном уровне. Отечественный имидж-консалтинг развивается в этой питательной среде огромными темпами. Индикатор — рост числа программ по имиджу на всех телеканалах за последние несколько лет», — говорит Андрей Попов, генеральный директор Европейской академии имиджа.
Свежее исследование Synovate Comcon показывает, что почти половине российских женщин и мужчин важно молодо выглядеть. Женщинам, правда, важнее. На протяжении последних пяти лет 60% женщин поддерживают это утверждение, процент мужчин согласных, что важно выглядеть молодо, колеблется на уровне 49%.
Вообще имидж-консалтинг зародился около 40 лет назад в США. В Великобритании эта профессия известна уже более 30 лет. В России профессиональному имидж-консалтингу 6-7 лет.
«Хороший специалист по имиджу — это профессионал не только в создании стиля в одежде, он также отлично разбирается в деловом, семейном этикете, литературе, искусстве, истории, — рассказывает Нина Фомичева, совладелец агентства Style la vita, ведущий стилист. — Он должен научить личность искусству нравиться людям, помочь создать достойную репутацию в деловых кругах. Часто люди боятся имидж-консультантов, особенно мужчины. Они думают, что весь их мир сейчас рухнет, им предложат надеть на себя «нечто невразумительное», а женщины боятся того, что выбросят половину их гардероба или что их перекрасят из блондинки в брюнетку и наоборот».
Стандартный набор услуг специалиста по имиджу — это создание некоего «гайда» по тому, как ты должен одеваться. Это базовые знания о том, какие цвета человеку подходят в одежде, какие фасоны наиболее выигрышно подчеркивают фигуру, а какие, наоборот, абсолютно не подходят. «Важно умение предлагать практичные советы, подбирать одежду, соответствующую бюджету и образу жизни клиента. Легко сказать: встань на каблуки — и от этого ты станешь стройнее и выше. Однако в формате мегаполиса, в котором женщина, особенно деловая, вынуждена носиться по встречам, спускаться в метро, этот совет едва ли будет актуален», — говорит Анастасия Каримова, создатель имидж-студии Madamedestyle.ru.
Специалист по имиджу может позволить себе вести очень интересный образ жизни. Это очень красивый и благодарный вид деятельности, где результаты видны почти сразу. Помимо традиционных консультаций и шопингов успешные консультанты по имиджу ведут тренинги для корпоративных клиентов, выступают на профильных мероприятиях и выезжают за границу (в последнее время, разумеется, реже, но тренд сохраняется).
По оценкам экспертов, сегодня на российском рынке происходят процессы фильтрации. Предложение превышает спрос, поэтому потребитель все более тщательно подходит к выбору имидж-консультанта. Существуют три основных направления внутри рынка: частные имидж-консультанты, школы стилистов, попутно оказывающие услуги клиентам, имидж-студии, фокусирующиеся на работе с индивидуальными и корпоративными клиентами. «Как правило, люди охотнее обращаются к третьей категории, ведь такие компании несут ответственность за своих сотрудников, имеют клиентское портфолио. Некоторые, пытаясь сэкономить, ищут фрилансеров, услуги которых дешевле. На рынке наблюдается демпинг, а потребитель не знает, как найти качественного специалиста: порядок цен может серьезно разниться», — говорит Ирина Максименко, руководитель имидж-студии «Высшая власть».
По словам Анастасии Каримовой, российский рынок имидж-специалистов по-прежнему находится на уровне ИП и малого бизнеса. Достойных и ярких игроков-компаний на рынке можно пересчитать по пальцам одной руки. Зато очень много непрофессионалов, которые подрывают доверие со стороны клиентов. Рынок привлекает новых игроков низким порогом входа, практически нулевым, и высокой маржинальностью услуг. Сюда идут как «гламурные девочки», так и «агрессивные мальчики-продавцы» в желании быстро «сколотить первый капитал».
Разброс цен на услуги большой. Средняя стоимость услуги профессионала — около 15 тысяч рублей за 4-5-часовую консультацию по имиджу. Стоимость одного часа сортировки гардероба и шопинга в Москве у квалифицированного консультанта — от 4 тысяч рублей. День шопинга за рубежом — 800-1000 евро.
Андрей Колесников, генеральный директор презентационной компании PowerLexis из Санкт-Петербурга, рассказывает, что их консультанты для работы над гардеробом клиента часто отправляются за границу. Одежду можно покупать в России, но найти свою марку и линию одежды здесь непросто. Человеку стандартных параметров эффективней и дешевле создать гардероб за границей. Ставка специалиста за один день работы в командировке составляет 800-1000 евро, клиент также оплачивает командировочные расходы (дорога/гостиница). Порядок цифр за последние пару лет не изменился. Но, если учитывать курс валюты, услуги стали дороже.
«Сейчас имидж-консультант доступен каждому. Все дело в уровне профессионализма самого консультанта — это напрямую влияет на цену, — рассуждает Евгения Никитина, имиджмейкер-стилист mia-donna.ru. — Выпускники учебных заведений предлагают свои услуги от 1000 рублей в час. Иногда первую консультацию дают даже бесплатно».
По словам Марии Будущих, стилиста и ведущей авторских мастер-классов по имиджу, спрос на российском рынке имидж-услуг увеличивается. Появляются клиенты из регионов, которые не боятся консультаций по skype, если стилист находится за 2000 км.
Эксперт выделяет две очень востребованные услуги. Первая — это обновление гардероба, когда людям нужно просто купить вещи, показать, что с чем носить, они не хотят вникать и учиться, почему это подходит к этим брюкам, а это нет. Вторая категория услуг — для тех людей, которые хотят научиться одеваться самостоятельно.
По мнению Ирины Хлопковой, руководителя проекта Союза русских байеров, имиджмейкера и стилиста, ответственность при работе с клиентами среднего класса даже выше, чем при работе с успешными бизнесменами: «Ко мне могут обратиться за помощью достаточно успешные бизнесмены, с хорошим вкусом. И они знают, что я им сэкономлю самое дорогое — время, гардероб будет грамотно проработан «от А до Я». Человек, начинающий карьеру, имеет четкие цели, он настроен на карьерный и личностный рост. Профессиональный имиджмейкер помогает ему в этом, и это большая ответственность».
Говорить о качественном, сформированном рынке имидж-консалтинга в России пока рано. Наш рынок формирующийся со всеми сопутствующими проблемами. Это отсутствие признанных стандартов работы, большой разброс в ценовой политике и качестве услуг, отсутствие общепризнанных ассоциаций, непризнание профессии на государственном уровне — в реестре профессий такой еще нет, ну и главное — недостаточное понимание людьми сути услуги.
Стать имидж-консультантом и просто, и сложно одновременно. С одной стороны, на рынке огромное количество курсов по имиджмейкерству, многие из них недороги. С другой стороны, любые курсы дают только базовые знания. «В России пока нет всеобъемлющего образования в этой сфере. А имиджелогия — сложная дисциплина на стыке психологии, дизайна, культурологии, социологии и еще многих дисциплин. Много интересных трудов есть у российского исследователя этой темы Виктора Шепеля. Однако ни на одном из известных мне курсов не называют его имя», — говорит Анастасия Каримова.