Объявив на заре суверенитета республику “второй Швейцарией”, власть сделала ставку на многомиллионные доходы от туризма. Однако очень скоро обнаружилось, что и высокогорная жемчужина Иссык-Куль, и красоты первозданной природы, и ве
1000
ликолепные естественные условия для любителей экстремальных путешествий сами по себе мало что значат.
Объявив на заре суверенитета республику “второй Швейцарией”, власть сделала ставку на многомиллионные доходы от туризма. Однако очень скоро обнаружилось, что и высокогорная жемчужина Иссык-Куль, и красоты первозданной природы, и великолепные естественные условия для любителей экстремальных путешествий сами по себе мало что значат.
Можно сколько угодно заявлять о стремлении сделать развитие туризма приоритетной государственной задачей, можно объявить Кыргызстан страной туризма или даже туристической Меккой, можно придать туризму статус экспортной и бюджетообразующей отрасли, но если весь запал уйдет в свисток и дальше громких деклараций и щедрых посулов дело не пойдет, туриста сюда не заманишь.
Пустозвонство с высоких трибун
22 декабря 2000 г. президент А. Акаев подписал указ об объявлении 2001 г. Годом поддержки и развития туризма. До сих пор теряюсь в сомнениях, чего было от этого указа больше, пользы или вреда. Поясню свою позицию.
По официальным данным отечественного статкомитета, в 1999 г. Кыргызстан посетили немногим более 48 тысяч туристов. В Год туризма их число приблизилось к ста тысячам. В 2003 г. республика приняла уже 221 тысячу гостей. Но выступая в ноябре 2004 года на заседании координационного совета по туризму, председатель госкомитета КР по туризму, спорту и молодежной политике Окмотбек Алмакучуков объявил, что за 9 месяцев Кыргызстан посетили 1,4 млн туристов.
Заявление явно пахло “липой”. Цифры были не просто завышены, но вполне осознанно и сильно искажены. Пришлось заглянуть в бюллетень Нацстаткомитета. Выяснилось, что в том 2004 году за 12 месяцев поездами дальнего сообщения были перевезены в обоих направлениях всего 244,5 тысячи человек, авиакомпаниями по международным линиям в Бишкек и из Бишкека — 138,1 тыс. Итого менее 383 тыс. Каким же непостижимым образом главный туроператор республики набрал 1,4 млн за девять месяцев? Понятно, надо было выслужиться перед президентом. И что с того, что, по тем же статданным, от каждого туриста в бюджет области не перепало даже одного доллара.
Ворошу прошлое только потому, что своим выступлением бывший глава госкомитета установил планку. После этого стало как-то неприлично отчитываться о менее миллиона приезжих, отметившихся на Иссык-Куле за сезон. При этом мало кого смущает, что каждый турист оставляет в области в виде налогов 1—1,5 доллара. Хотя вывод тут напрашивается сам собой. С одной стороны, генералы от туризма сильно приукрашивают туристическую привлекательность Кыргызстана, вуалируют собственную некомпетентность и бездеятельность, а с другой — львиная доля средств, оставляемых иностранными гостями в республике, проходит мимо госказны.
Появился ли туризм в Кыргызстане?
Название данной статьи навеяно путевыми заметками 16-летней давности немецкого журналиста Дирка Бессерера, специализировавшегося на вопросах туризма.
Летом 1995 года Бессерер побывал в Кыргызстане. Вернувшись в Германию, он поделился своими впечатлениями “об островке демократии” в Центральной Азии на страницах ряда ежедневных немецких газет. Одна из статей была переведена на русский язык и опубликована у нас в республике.
Выражая, мягко говоря, недоумение относительно стоимости туристических услуг в сопоставлении с их набором и качеством, немецкий гость пришел
1000
к крайне неутешительному для нас выводу: “Нельзя сказать, что туризм в Кыргызстане влачит жалкое существование. Его там попросту нет”.
Примерно в то же самое время первый президент страны Аскар Акаев в одном из выступлений заявил о том, что туризм и курортно-рекреационные услуги в ближайшем будущем станут ведущей бюджетообразующей отраслью в республике.
С той поры немало воды утекло. За истекшие 16 лет о необходимости развивать туризм сказано с различных трибун, в том числе самых высоких, и написано в печатных СМИ сверх меры. Но вот сбылось ли пророчество первого главы суверенного Кыргызстана, появился ли, развился туризм в республике? Положительно на это вряд ли ответят даже самые неисправимые оптимисты.
К сожалению, наблюдения показывают, что, как и в большинстве других отраслей экономики, в сфере туризма все еще больше говорится, нежели делается. Отечественные туроператоры с горечью констатируют, что государственные органы управления, призванные отвечать за это, по большей части только декларируют, что туризм является приоритетным сектором экономики. Практически же за последние годы в этой сфере кардинальных изменений и существенных подвижек не произошло.
Самый простой, лежащий, что называется, на поверхности пример. Уже упоминавшийся выше немецкий журналист Бессерер к одному из серьезных сдерживающих развитие туризма факторов отнес то, что стоимость въездной визы в Кыргызстан почему-то в 5—6 раз дороже, чем в европейских странах. Из года в год отечественные туроператоры и зарубежные туристы сетуют на дороговизну и бюрократические сложности с оформлением въездных виз в нашу республику. Можно подумать, что интуристы просто рвутся к нам и их необходимо сдерживать, хотя бы таким вот способом.
В связи с этим нелишне напомнить, что на экономическом форуме, состоявшемся в первой декаде мая текущего года в столице Казахстана Астане, генеральный директор Всемирной туристической организации ООН (ЮНВТО) Талебу Рифаи в одном из эксклюзивных интервью заметил, что в числе основных стимулов развития туризма в Центральной Азии должно стать снижение визовых формальностей и развитие инфраструктуры, чтобы до места отдыха или знакомства с достопримечательностями страны можно было легко и комфортно добраться.
Казалось бы, всем понятно и совершенно очевидно, что туризм в состоянии приносить стране доходы, которые способны дать мощный толчок развитию ряда вспомогательных отраслей — гостиниц, кафе и ресторанов, увеселительных заведений, транспортного обслуживания, агропромышленного комплекса, перерабатывающих предприятий. Но для этого важны желание и воля заинтересованных структур. Нужно объединить усилия туристических фирм, парламента, правительства, выработать стратегию развития туризма, сделав его по-настоящему важным государственным делом.
Природа не поскупилась, одаривая наш край. Люди едут к нам, чтобы полюбоваться красотой гор, окунуться в целебные воды Иссык-Куля и термальных минеральных источников. И при этом привозят свои деньги, создавая тысячи новых рабочих мест. Однако само по себе ничего не происходит. Красотами природы сыт не будешь. Нужно самим проявлять больше инициативы и энергии.
Чем завлечь туриста?
Не открою Америки, если скажу, что главной достопримечательностью Кыргызстана, привлекающей туристов из стран ближнего и дальнего зарубежья, является горная жемчужина — озеро Иссык-Куль. Сейчас здесь курортно-туристический сезон, который с огромной надеждой и большим нетерпением ждали жители Прииссыккулья, в самом разгаре.
К огорчению, пока что он, похоже, приносит больше разочарований, нежели удовлетворения. И хотя нет в этом году перекрытия казахско-кыргызских и узбекско-кыргызских границ, как это происходило в связи с известными прошлогодними весенне-летними событиями в Кыргызстане, однако ож
1000
идаемого ажиотажного наплыва отдыхающих на солнечные пляжи Иссык-Куля что-то не наблюдается.
Наши доморощенные генералы, офицеры и сержанты от туризма, пытаясь завлечь на свою территорию состоятельных зарубежных гостей, неизменно кладут на стол козырного туза: у нас великолепные горы, уникальные еловые и реликтовые орехово-плодовые леса, девственно чистые озера с неповторимым Иссык-Кулем. Но ведь на нашей не очень большой планете красивейших и по-своему неповторимых мест множество. Так что одними лишь горными пейзажами, лесными массивами, сапфирами и бирюзой горных озер заманить к нам избалованных интуристов — дело весьма проблематичное. К тому же следует учитывать, что нет у нас Дрезденской картинной галереи, парижского Лувра, мадридского Прадо, санкт-петербургского Эрмитажа, каналов Венеции, Золотого кольца России, узбекистанских Самарканда, Бухары, Хивы… Так чем же завлечь к нам туристов, что можно сделать, чтобы они хотели побывать у нас? То, что Сулейман-Тоо в Оше вошла в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, кардинально положение не меняет.
Объективность такова, что пока, по большей части, весь туризм в стране сводится к отдыху приезжающих в пансионатах или в частном секторе на Иссык-Куле или же на турбазах Арслан-Боба, Кара-Алмы, Сары-Челека. Подавляющее большинство отдыхающих — люди не очень большого достатка, не слишком притязательные, с рублями, тенге или сумами в карманах. Более состоятельные туристы предпочитают и более фешенебельные отели, и более высокий уровень сервисных услуг.
Исходя из собственных наблюдений и опыта могу сказать, что сам по себе Иссык-Куль таких туристов мало привлекает. Разумеется, они понимают, что и венгерский Балатон, и турецкое или болгарское Черноморье, даже Адриатика уступают Иссык-Кулю по чистоте и качеству воды. Но, во-первых, далеко не все гости из стран дальнего зарубежья (особенно женщины) в восторге от температуры иссык-кульской воды, которая даже в августе редко достигает 23 градусов. Тогда как на Адриатике и Черном море она в купальный сезон держится на уровне 25—27 градусов.
А во-вторых, что, пожалуй, поважнее, в подавляющем большинстве пансионаты, дома отдыха, турбазы на всей территории республики не отвечают требованиям среднего европейца. Они привыкли к совершенно иному уровню и качеству жизни и обслуживания.
Думаю, интересен и поучителен опыт приятеля, посвятившего два сезона привлечению к нам туристов из Германии и Франции. Вот, к примеру, как был организован отдых немцев. Прежде всего были учтены их интересы и пожелания. По их предложению была составлена следующая программа пребывания в турпоездке. Из аэропорта “Манас” группа сразу же отправилась на Иссык-Куль. После трехдневного отдыха на озере приезд в Бишкек, знакомство со столицей и на следующий день вылет в Джалал-Абад. День отдыха на местном курорте, два дня пребывания в Арслан-Бобе, один день — в Кара-Алме и переезд в Узбекистан, где было совершено 10-дневное путешествие по маршруту: Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива — Ташкент.
К удивлению приятеля, согласовать узбекскую часть вояжа с агентством “Узглавтур” оказалось крайне легко и просто. Сотрудники агентства без хлопот и проволочек оформили все документы с указанием точных дат (разумеется, по желанию гостей) пребывания, переездов, размещения в гостиницах в каждом из названных городов. И хотя путевки были выписаны за несколько месяцев вперед, в указанные дни места в гостиницах были забронированы и гостей везде ждали.
Еще одна существенная и немаловажная деталь. На всех без исключения постах таможенники, пограничники, милиционеры едва узнавали, что иностранная группа находится в стране по приглашению “Узглавтура”, становились предупредительными, вежливыми, гостеприимными.
Не знаю, признавался приятель, уж как они там договариваются между собой и перепадает ли что-либо силовикам от турфирмы, н
1000
о людей, которые везут в Узбекистан конвертируемую валюту и обеспечивают работой местное население, там встречают с открытостью и радушием.
Разговор этот к тому, что нашим соответствующим службам не грех бы поучиться у своих коллег-соседей, а нашим туроператорам решительнее устанавливать контакты с партнерами в странах Центральной Азии, создавать совместные маршруты. Это многократно повысит туристическую привлекательность Кыргызстана.
Отвечая на вопрос, вынесенный в качестве подзаголовка, скажу: возможно, у кого-то есть более радикальный взгляд на это, но, мне кажется, необходимо, во-первых, значительно расширить сеть предлагаемых гостям услуг, во-вторых, кардинально повысить их качество, в-третьих, добиться, чтобы цены были сопоставимы с услугами и наоборот, и наконец в-четвертых, освободиться от грубости во всех точках обслуживания.
Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
Адрес материала: http://www.msn.kg/ru/news/35586/