Начато выполнение подписанного президентом России указа о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Эта организация, как сказано в документе, займется совершенствованием государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Основной ее целью также станет содействие формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей».
Новая организация должна строиться с учетом опыта пионерского и комсомольского движения в СССР, считает министр образования России Дмитрий Ливанов. «Мы все были октябрятами, потом пионерами, комсомольцами. Мы понимаем, что была определенная система воспитания и социализации молодых людей, и в общем она свою задачу — может быть, с определенными издержками, — выполняла», — говорил министр на встрече с журналистами. В начале октября лидеры фракций Государственной Думы обратились к Владимиру Путину с просьбой создать всероссийскую организацию для детей и молодежи. «Болтами и гайками» новой инициативы поручено заниматься Федеральному агентству по делам молодежи.
Непродолжительный поиск в интернете показывает, что для формирования нового детского движения в стране имеются предпосылки: на руинах советской пионерии возникли многочисленные организации, которые так или иначе пытаются окармливать подрастающее поколение патриотизмом и идеалами справедливости. Никуда не исчез и комсомольский опыт руководства детским движением. Работой с подрастающим поколением — на бюджетные или частные средства — занимаются в России десятки, если не сотни различных структур, и, чтобы посадить их под общий колпак, кажется, не хватало только импульса государственной воли. И вот этот импульс последовал — к радости тех, кто не утратил веры в то, что массовое управляемое воспитание юношества способно вырастить нового, почти совершенного человека. Собеседник Радио Свобода — главный редактор газеты «Пионерская правда» и сайта «Пионерка.ру» Михаил Баранников:
– Году, наверное, в 2005-м, у нас в редакции прошла встреча юных корреспондентов с Людмилой Швецовой. Она в начале 1980-х годов возглавляла советскую пионерию, а потом была председателем Ассоциации исследователей детского движения. Дети задали вопрос – как она относится к тому, чтобы создать единую детскую общественную организацию в стране? Людмила Ивановна сказала, что еще не время. Потому что детское движение, которое тогда существовало, было достаточно разрозненным. А сейчас возникли предпосылки для того, чтобы объединить детское общественное движение в одну большую организацию.
— Вы успели побыть пионером?
— Безусловно, я успел побыть и пионером, и комсомольцем. Школу пионерии и комсомола я вспоминаю как очень хороший, добрый, позитивный и положительный опыт.
— Что бы из этого опыта вы взяли в новую организацию, а от чего бы отказались?— Безусловно, я бы отходил от той заорганизованности, которая была в советском детском движении. Взял бы я, прежде всего, то, на чем базируются все детские общественные организации, — самодеятельность, стремление ребят делать добрые дела для организации и для страны и, безусловно, принципы детского самоуправления. Они должны быть приоритетными, потому что это детская общественная организация, часть гражданского общества.
— А нет ли опасности, что новая организация превратится в источник для распила бюджетных средств?
— Детскую общественную организацию невозможно создать указом сверху. Новая организация, я уверен, будет создаваться снизу, но очень хорошо, что она обретет и государственную поддержку. Я не думаю, что это обернется распилом денег. Во-первых, существовал и существует закон о государственной поддержке детских и молодежных общественных организаций в России. Другой вопрос, что прежде не было механизма реализации этой господдержки, поскольку заметная часть общественных организаций не зарегистрирована в качестве юридических лиц. Всероссийская детская организация — это будет нечто полезное, нужное обществу. Но, создавая детскую общественную организацию, нужно понимать, что ребенок вырастает. В СССР существовала определенная вертикаль: ребенок сначала становится октябренком, потом пионером, потом он вступает в комсомол, потом выходит в большую жизнь. Сейчас нужно понять, что же будет с ребенком, когда он вырастет из членства в детской организации.
— А почему вы считаете, что есть запрос снизу на создание такой организации? Инициатива выглядит вполне себе чиновничьей: подписан указ президента, теперь выделят средства, найдут объекты. Есть и готовые структуры, в том числе и наследники советской пионерии — например, Союз пионерских организаций. И ваша газета тоже ассоциируется с пионерским движением. Вот в эти старые меха вольют новое вино — и все закрутится как прежде.
Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — это те принципы, на которых живет современное детское движение— Я в данном случае с вами не согласен: на самом деле есть очень большой запрос снизу! Достаточно пообщаться с рядом детских общественных организаций для того, чтобы понять: ребята хотят заниматься серьезными общественными делами, реализовывать важные и значимые для них проекты. Но они сталкиваются с определенными барьерами — например, у них нет помещения, им негде встречаться, негде заниматься добрыми и полезными делами. Если идти дальше, то можно сказать: за 20 с лишним лет мы утратили кадровый состав наставников детского движения. Прежде Центральный совет Всесоюзной пионерской организации, республиканские пионерские организации, да и комсомол очень серьезно занимались подготовкой вожатых. Сейчас этот потенциал мы утратили. Нужно ставить вопрос и о подготовке вожатых, которые будут с детьми работать, ведь есть буквально единицы школ, где сохранились ставки старших вожатых! Это не так просто, на самом деле, — пришел и начал чем-то заниматься с детьми, необходимы и образование, и навыки.
— В основе деятельности пионерской организации лежала идея борьбы за коммунизм. Вся пионерская иконография, вся суть советского пионерского движения были связаны с пропагандой коммунистической идеи, с коммунистической идеологией. Эта иконография включала в себя и такие спорные фигуры, как пионер-герой Павлик Морозов, многочисленные мифы о других пионерах, которые сильно отличались от реальности. С этим что делать?
— Мое пионерское детство пришлось на 1983-1988 годы. Кто-то говорит — это самые застойные времена для пионерии, но я не могу сказать, что мое детство было направлено исключительно для достижения коммунистических целей, что была какая-то глобальная идеология, пропаганда. Мы помогали ветеранам, мы собирали желуди, делали другие полезные дела, но я бы не сказал, что это было нечто глобально идеалогизированное.
— Позвольте, но каким иным могло быть пионерское движение? Пионерская дружина имени Павлика Морозова или Кычана Джакыпова или кого-то еще, чья биография была приукрашена или перепридумана партийными писателями. Как же без идеологии, ну о чем вы говорите?!
Есть очень много людей, которые вышли из пионерии и комсомола и нисколько об этом не жалеют, они разделяли эти ценности и продолжают их разделять— Моя пионерская дружина не носила имя Павлика Морозова. Мой пионерский отряд носил имя Ивана Земнухова. Что было плохого в том, что мы переписывались с родителями молодогвардейцев и пытались съездить в Краснодон (чего, к сожалению, у нас не получилось)? Безусловно, невозможно, нет никакой необходимости сейчас пытаться искать некую какую-то глобальную идеологию. Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — это те принципы, на которых живет современное детское движение. В этом нет ничего плохого.
— В принципах как таковых нет ничего плохого, как и в памяти молодогвардейцев, хотя известная советским пионерам и комсомольцам по книге Александра Фадеева биография этой организации не слишком соответствовала реальности. Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — общие и расплывчатые понятия; для воспитания детей есть целая система социальных институтов, от семьи и детских садов до нравоучительной литературы и церковных проповедей. Зачем нужна еще специальная дополнительная организация, если во многих странах мира без таковых легко обходятся?
— Я мог бы поспорить по поводу «Молодой гвардии», но отвечу на ваш вопрос. Пионерия действительно была детской коммунистической организацией, деятельность которой заключалась в воспитании подрастающего поколение в духе коммунизма. Но такой была наша страна, и это была единственная детская общественная организация, которая в этой стране существовала. Есть очень много людей, которые вышли из пионерии и комсомола и нисколько об этом не жалеют, они разделяли эти ценности и продолжают их разделять. Безусловно, у каждой организации есть своя идеология. И любовь к родине, и борьба за справедливость, и умение быть дружными — это как раз та самая детская идеология, которую ребенок может понять: нести добро окружающим, делать добрые дела.
– И государство должно в таком вот организованном порядке заниматься идеологическим воспитанием?
– Да, безусловно! Все, что связано с развитием ребенка, развитием личности, с вопросом о том, кем вырастет будущий гражданин, безусловно, должно интересовать государство.
– Вам понятно сейчас, каким будет конкретный путь создания новой организации? Как конкретно она будет строиться? Будут ли привлечены уже существующие структуры, в частности, ваша газета?
– Сложно об этом говорить, указ президента только что вышел. Безусловно, на голом месте подобные решения не принимаются. Я уверен, что и Союз пионерских организаций, и Федерация детских организаций, и наша газета, и другие детские общественные организации, в том числе субъекты Союза пионерских организаций, и детские общественные организации, которые не входят в СПО, – все заинтересованные стороны будут участвовать в этом процессе.
– У вашей газеты есть основания теперь ждать улучшения финансовой ситуации? Подбросят вам денег?
– Не хотелось бы обсуждать финансовую сторону… Я на это не рассчитываю, потому что мы – средство массовой информации, мы не являемся детской общественной организацией. Отдельного финансирования у «Пионерской правды» не было и в прошлые времена. Другой вопрос, что у газеты был мощный административный ресурс в лице ЦК ВЛКСМ. И все добрые дела, на которые подвигала газета ребят (скажем, это и 25 спортивных клубов – «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья», различные другие соревнования, «Зарница»), находили поддержку в ЦК ВЛКСМ. Если говорить о сегодняшнем времени, то есть инициативы у нашей газеты, которые находят поддержку со стороны государственных органов. Но это не касается финансирования, производственной и издательской деятельности.
– Вы упомянули о существовании в СССР целой системы воспитания молодых граждан, доведения их до кондиции – октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты… Это тоже следует восстановить? Следует ли теперь, на ваш взгляд, ожидать указа о появлении Всероссийской молодежной организации, которая будет патронировать и новую детскую организацию?
– Не надо переворачивать с ног на голову то, что я говорил. У нас есть и Российский союз молодежи, и другие молодежные общественные организации, которые разделяют созидательные принципы существования в интересах страны, для общества, для каких-то добрых и важных дел. Естественно, эти молодежные организации, в отличие от ВЛКСМ, не построили БАМ, не построили «Магнитку», но в России и сейчас есть молодежь, которая готова объединиться ради добрых, нужных и полезных дел. Российский союз молодежи является грант-оператором, он причастен к распределению президентских грантов, поддерживает полезные инициативы. Поэтому я не думаю, что систему воспитания молодежи придется строить с нуля. Указ президента о создании организации школьников достаточно давно обсуждается в обществе, в том числе и в гражданском обществе, в детских общественных организациях. Какой будет эта организация – покажет время, – считает главный редактор газеты «Пионерская правда» и сайта «Пионерка.ру» Михаил Баранников.
В профессиональном сообществе, среди людей, связанных с проблемами образования, идею формирования всероссийского детского движения оценили скептически. Как считает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, пионерию не возродить, а «Российское движение школьников» может и не появиться:
В последнее время в образовательной политике вообще принимается слишком много решений, которые не доводятся до реализации, начиная от стандартов школьного образования и заканчивая стратегией воспитания
– Маловероятно, что эта идея реализуется. Слишком быстро решение прошло путь от предложения лидеров четырех фракций до президентского указа, как-то без обсуждения, и даже управленцы, высшие правительственные чиновники с удивлением узнали о создании «Всероссийского движения школьников», когда решение уже было принято. Это означает, что проработки механизмов не было. В последнее время в образовательной политике вообще принимается слишком много решений, которые не доводятся до реализации, начиная от стандартов школьного образования и заканчивая стратегией воспитания. Не говоря уже о ресурсах: для создания организации на всю страну нужны огромные средства. Вспомните, какие огромнейшие ресурсы были у пионерской организации, начиная от Дворцов пионеров и заканчивая пионерскими лагерями – не только «Артеком» и «Орленком», но и в каждой области были такие лагеря.
В России вообще уже есть определенное количество детских организаций: есть скауты, есть зюгановская пионерская организация, сохранились традиции коммунарского движения. Логично было бы придать импульс вот этим разнообразным движениям, которые, в общем, отражают спектр интересантов, скажем так, социальных групп и политических организаций. Но просьба четырех лидеров политических партий попала в определенный общественный контекст, сказались интересы определенной группы в администрации президента – и удалось быстро-быстро провести решение.
Пионерская организация была очень сложным организмом. Обычно, говоря о ней, вспоминают какие-то политизированные, идеологические моменты, но для меня, как человека, занимающегося образовательной политикой, бесценным является то, что, например, в середине 1960-х годов родилось очень сильное, мощное коммунарское движение. Фрунзенскую коммуну в Ленинграде создал Игорь Иванов, затем вокруг этой идеи выросло целое новаторское движение коллективного творчества. Множество людей посвятило себя коллективному творческому воспитанию детей в рамках пионерской организации, но это не было такое монолитное идеологизированное «Будь готов! – Всегда готов!» В этом смысле Россия может породить коллективное творческое воспитание. Но вот то, что мы сейчас с вами обсуждаем, – серьезная содержательная вещь. А задача, которая перед теми, кто этот указ подготовил и продвинул, стояла совсем другая – послать определенный сигнал обществу.
– В России в то же время сохранились многочисленные идейные и фактическик наследники советской пионерской организации. Есть всякие бывшие комсомольские конторы, которые на идее детского воспитания продолжают осваивать бюджетные деньги. Есть люди – и их много – с ностальгическими воспоминаниями о пионерском детстве, которые считают, что это светлое прошлое в улучшенном виде нужно. Есть материальная база – брошенные или перепрофилированные пионерские лагеря, дворцы детского творчества. Не хватало только административного импульса и политической воли – и вот, наконец. они явлены…
Фрагмент советской действительности можно возродить, только если возродить весь Советский Союз
– Ну, это иллюзия, которая поддерживает смысловую и ценностную ориентацию людей, которые положили жизнь на пионерское дело. Я тоже получаю разные звонки такого рода – вот звонила одна партийная деятельница из региона, с гордостью и пафосом говорила о том, что теперь все вернется. Знаете, у Льва Кассиля в «Кондуите и Швамбрании» мальчик говорит: «Мама, роди меня обратно!» Ну, не получится так, не возрождаются подобные вещи! Фрагмент советской действительности можно возродить, только если возродить весь Советский Союз. Можно, конечно, вернуть пионерскую организацию в прежнем виде, но тогда нужно отменить частную собственность, вернуть статью конституции о руководящей роли компартии, ввести централизованный идеологический контроль и надзор, огородиться стеночкой от других стран.
Ностальгировать по этому поводу можно, но вернуться в прошлое нельзя. Жизнь стала другой, дети стали другими. В школе еще можно заставить учиться, во внешкольное движение загнать еще можно (хотя я с трудом представляю, как это сделать), но еще же увлечь детей надо! Макаренко увлекал беспризорников производством фотоаппаратов, на тот момент – наиболее высокотехнологичным производством. Это было увлекательнее, чем производство табуреток. А сейчас предлагают: давайте вернемся к производству табуреток. Не получится! Детей этим не увлечь! А без этого задача просто не реализуется, она превратится в свою противоположность, как это часто бывает.
– В указе президента есть ключевые, на мой взгляд, слова: «с учетом присущей России системы ценностей». Какими такими могли бы быть эти общественные традиции, которыми должна руководствоваться новая детская организация? Мы с вами эти ценности знаем?
Вбросить в общество абстрактную формулу – чревато непредсказуемыми напряжениями, сама идея может утонуть
– В этом-то и есть некоторое мое сомнение. Одна из претензий авторам этого указа: надо расшифровывать такие вещи, за общими фразами пока не стоит никакой смысл, возникает море интерпретаций, часть из которых прямо противоположна друг другу. Есть вероятность того, что вместо консолидации затея приведет к еще большему расколу в обществе, потому что под это можно все что угодно подвести: с одной стороны, соборность, с другой стороны, персонализация, с третьей стороны, воспитание коллективизма, с четвертой стороны, развитие творческой личности… Все это происходит из наших традиционных отечественных ценностей. Вбросить в общество абстрактную формулу – чревато непредсказуемыми напряжениями, сама идея может утонуть. Это тем более странно, что совсем недавно, три-четыре месяца назад, была принята стратегия воспитания, новый президентский указ с ней не очень совпадает. Можно сказать, что новая детская организация – в каком-то смысле реванш тех, кто был против стратегии воспитания, кто хотел радикальных формулировок.
– Маленького человека и так старательно опутывают целой сетью воспитательных мероприятий и социальных связей: его воспитывают в семье, в школе, во всяких внешкольных организациях. Нужна ли какое-то всероссийское детское единение? Мне кажется, создание еще одного коллективистского купола, пусть с добрыми целями, над этим маленьким человеком – особенно применительно к нынешнему времени, когда личность, по идее, должна быть важнее государства – совершенно противопоказано.
Все мы ходим в школу, но все мы учимся по-разному. У всех есть учителя, но на всех они действуют по-разному
– Давайте не будем абсолютизировать наличие подобного рода структур. Советское время действительно прошло, но дело не в лозунгах о том, что человек важнее государства, а в том, что формальное создание такого рода зонтика абсолютно не означает: воздействие на ребенка будет такое, как прописано. Все мы ходим в школу, но все мы учимся по-разному. У всех есть учителя, но на всех они действуют по-разному. Поэтому профессионально ломать копья из-за формального решения – непрофессионально. Все зависит от того, насколько системно будет реализован новый указ. Либо эту работу произведут профессионалы (а они в стране есть), которые понимают все, о чем вы сказали, – и тогда это будет сделано аккуратно; либо туда придут догматики, которые считают, наоборот, что государство важнее личности, и тогда из всего будет пшик… Конечно, у государства есть такой долг – влиять на воспитание детей, другое дело – как влиять. Я серьезно за российского ребенка в связи с этой инициативой не тревожусь. Идея воспитания может быть дискредитирована – вот это да, а то, что всех детей снова загонят в общий пионерский лагерь… Уже — нет, уже не получится, – считает педагог Александр Адамский.
В пору своего расцвета Всесоюзная пионерская организация объединяла 25 миллионов участников в более чем 118 тысячах пионерских дружин. В СССР функционировали до 40 тысяч пионерских лагерей ежегодной пропускной способностью в 10 миллионов детей. В сентябре 1991 года на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ объявлено о том, что историческая роль комсомола исчерпана; вместе с ВЛКСМ упразднили и пионерскую организацию. Ее имущество было изъято, часть здания Центрального Совета в Москве по адресу: Новая площадь, дом 8, перешла в собственность Союза пионерских организаций. Единственная бывшая союзная республика, в которой деятельность пионерской организации восстановлена на государственном уровне, – Белоруссия.
Начато выполнение подписанного президентом России указа о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Эта организация, как сказано в документе, займется совершенствованием государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Основной ее целью также станет содействие формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей».
Новая организация должна строиться с учетом опыта пионерского и комсомольского движения в СССР, считает министр образования России Дмитрий Ливанов. «Мы все были октябрятами, потом пионерами, комсомольцами. Мы понимаем, что была определенная система воспитания и социализации молодых людей, и в общем она свою задачу — может быть, с определенными издержками, — выполняла», — говорил министр на встрече с журналистами. В начале октября лидеры фракций Государственной Думы обратились к Владимиру Путину с просьбой создать всероссийскую организацию для детей и молодежи. «Болтами и гайками» новой инициативы поручено заниматься Федеральному агентству по делам молодежи.
Непродолжительный поиск в интернете показывает, что для формирования нового детского движения в стране имеются предпосылки: на руинах советской пионерии возникли многочисленные организации, которые так или иначе пытаются окармливать подрастающее поколение патриотизмом и идеалами справедливости. Никуда не исчез и комсомольский опыт руководства детским движением. Работой с подрастающим поколением — на бюджетные или частные средства — занимаются в России десятки, если не сотни различных структур, и, чтобы посадить их под общий колпак, кажется, не хватало только импульса государственной воли. И вот этот импульс последовал — к радости тех, кто не утратил веры в то, что массовое управляемое воспитание юношества способно вырастить нового, почти совершенного человека. Собеседник Радио Свобода — главный редактор газеты «Пионерская правда» и сайта «Пионерка.ру» Михаил Баранников:
– Году, наверное, в 2005-м, у нас в редакции прошла встреча юных корреспондентов с Людмилой Швецовой. Она в начале 1980-х годов возглавляла советскую пионерию, а потом была председателем Ассоциации исследователей детского движения. Дети задали вопрос – как она относится к тому, чтобы создать единую детскую общественную организацию в стране? Людмила Ивановна сказала, что еще не время. Потому что детское движение, которое тогда существовало, было достаточно разрозненным. А сейчас возникли предпосылки для того, чтобы объединить детское общественное движение в одну большую организацию.
— Вы успели побыть пионером?
— Безусловно, я успел побыть и пионером, и комсомольцем. Школу пионерии и
670d
комсомола я вспоминаю как очень хороший, добрый, позитивный и положительный опыт.
— Что бы из этого опыта вы взяли в новую организацию, а от чего бы отказались?— Безусловно, я бы отходил от той заорганизованности, которая была в советском детском движении. Взял бы я, прежде всего, то, на чем базируются все детские общественные организации, — самодеятельность, стремление ребят делать добрые дела для организации и для страны и, безусловно, принципы детского самоуправления. Они должны быть приоритетными, потому что это детская общественная организация, часть гражданского общества.
— А нет ли опасности, что новая организация превратится в источник для распила бюджетных средств?
— Детскую общественную организацию невозможно создать указом сверху. Новая организация, я уверен, будет создаваться снизу, но очень хорошо, что она обретет и государственную поддержку. Я не думаю, что это обернется распилом денег. Во-первых, существовал и существует закон о государственной поддержке детских и молодежных общественных организаций в России. Другой вопрос, что прежде не было механизма реализации этой господдержки, поскольку заметная часть общественных организаций не зарегистрирована в качестве юридических лиц. Всероссийская детская организация — это будет нечто полезное, нужное обществу. Но, создавая детскую общественную организацию, нужно понимать, что ребенок вырастает. В СССР существовала определенная вертикаль: ребенок сначала становится октябренком, потом пионером, потом он вступает в комсомол, потом выходит в большую жизнь. Сейчас нужно понять, что же будет с ребенком, когда он вырастет из членства в детской организации.
— А почему вы считаете, что есть запрос снизу на создание такой организации? Инициатива выглядит вполне себе чиновничьей: подписан указ президента, теперь выделят средства, найдут объекты. Есть и готовые структуры, в том числе и наследники советской пионерии — например, Союз пионерских организаций. И ваша газета тоже ассоциируется с пионерским движением. Вот в эти старые меха вольют новое вино — и все закрутится как прежде.
Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — это те принципы, на которых живет современное детское движение— Я в данном случае с вами не согласен: на самом деле есть очень большой запрос снизу! Достаточно пообщаться с рядом детских общественных организаций для того, чтобы понять: ребята хотят заниматься серьезными общественными делами, реализовывать важные и значимые для них проекты. Но они сталкиваются с определенными барьерами — например, у них нет помещения, им негде встречаться, негде заниматься добрыми и полезными делами. Если идти дальше, то можно сказать: за 20 с лишним лет мы утратили кадровый состав наставников детского движения. Прежде Центральный совет Всесоюзной пионерской организации, республиканские пионерские организации, да и комсомол очень серьезно занимались подготовкой вожатых. Сейчас этот потенциал мы утратили. Нужно ставить вопрос и о подготовке вожатых, которые будут с детьми работать, ведь есть буквально единицы школ, где сохранились ставки старших вожатых! Это не так просто, на самом деле, — пришел и начал чем-то заниматься с детьми, необходимы и образование, и навыки.
— В основе деятельности пионерской организации лежала идея борьбы за коммунизм. Вся пионерская иконография, вся суть советского пионерского движения были связаны с пропагандой коммунистической идеи, с коммунистической идеологией. Эта иконография включала в себя и такие спорные фигуры, как пионер-герой Павлик Морозов, многочисленные мифы о других пионерах, которые сильно отличались от реальности. С этим что делать?
— Мое пионерское детство пришлось на 1983-1988 годы. Кто-то говорит — это самые застойные времена для пионерии, но я не могу сказать, что мое детство было направлено исключительно для достижения коммунистических целей, что была какая-то глобальная идеология, пропаганда. Мы помогали ветеранам, мы собирали желуди, делали другие полезные дела, но я бы не сказал, что это было нечто глобально идеалогизированное.
— Позвольте, но каким иным могло быть пионерское движение? Пионерская дружина имени Павлика Морозова или Кычана Джакыпова или кого-то еще, чья биография была приукрашена или перепридумана партийными писателями. Как же без идеологии, ну о чем вы говорите?!
Есть очень много людей, которые вышли из пионерии и комсомола и нисколько об этом не жалеют, они разделяли эти ценности и продолжают их разделять— Моя пионерская дружина не носила имя Павлика Морозова. Мой пионерский отряд носил имя Ивана Земнухова. Что было плохого в том, что мы переписывались с родителями молодогвардейцев и пытались съездить в Краснодон (чего, к сожалению, у нас не получилось)? Безусловно, невозможно, нет никакой необходимости сейчас пытаться искать некую какую-то глобальную идеологию. Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — это те принципы, на которых живет современное детское движение. В этом нет ничего плохого.
— В принципах как таковых нет ничего плохого, как и в памяти молодогвардейцев, хотя известная советским пионерам и комсомольцам по книге Александра Фадеева биография этой организации не слишком соответствовала реальности. Любовь к родине, борьба за добро и справедливость — общие и расплывчатые понятия; для воспитания детей есть целая система социальных институтов, от семьи и детских садов до нравоучительной литературы и церковных проповедей. Зачем нужна еще специальная дополнительная организация, если во многих странах мира без таковых легко обходятся?
— Я мог бы поспорить по поводу «Молодой гвардии», но отвечу на ваш вопрос. Пионерия действительно была детской коммунистической организацией, деятельность которой заключалась в воспитании подрастающего поколение в духе коммунизма. Но такой была наша страна, и это была единственная детская общественная организация, которая в этой стране существовала. Есть очень много людей, которые вышли из пионерии и комсомола и нисколько об этом не жалеют, они разделяли эти ценности и продолжают их разделять. Безусловно, у каждой организации есть своя идеология. И любовь к родине, и борьба за справедливость, и умение быть дружными — это как раз та самая детская идеология, которую ребенок может понять: нести добро окружающим, делать добрые дела.
– И государство должно в таком вот организованном порядке заниматься идеологическим воспитанием?
– Да, безусловно! Все, что связано с развитием ребенка, развитием личности, с вопросом о том, кем вырастет будущий гражданин, безусловно, должно интересовать государство.
– Вам понятно сейчас, каким будет конкретный путь создания новой организации? Как конкретно она будет строиться? Будут ли привлечены уже существующие структуры, в частности, ваша газета?
– Сложно об этом говорить, указ президента только что вышел. Безусловно, на голом месте подобные решения не принимаются. Я уверен, что и Союз пионерских организаций, и Федерация детских организаций, и наша газета, и другие детские общественные организации, в том числе субъекты Союза пионерских организаций, и детские общественные организации, которые не входят в СПО, – все заинтересованные стороны будут участвовать в этом процессе.
– У вашей газеты есть основания теперь ждать улучшения финансовой ситуации? Подбросят вам денег?
– Не хотелось бы обсуждать финансовую сторону… Я на это не рассчитываю, потому что мы – средство массовой информации, мы не являемся детской общественной организацией. Отдельного финансирования у «Пионерской правды» не было и в прошлые времена. Другой вопрос, что у газеты был мощный административный ресурс в лице ЦК ВЛКСМ. И все добрые дела, на которые подвигала газета ребят (скажем, это и 25 спортивных клубов – «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья», различные другие соревнования, «Зарница»), находили поддержку в ЦК ВЛКСМ. Если говорить о сегодняшнем времени, то есть инициативы у нашей газеты, которые находят поддержку со стороны государственных органов. Но это не касается финансирования, производственной и издательской деятельности.
– Вы упомянули о существовании в СССР целой системы воспитания молодых граждан, доведения их до кондиции – октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты… Это тоже следует восстановить? Следует ли теперь, на ваш взгляд, ожидать указа о появлении Всероссийской молодежной организации, которая будет патронировать и новую детскую организацию?
– Не надо переворачивать с ног на голову то, что я говорил. У нас есть и Российский союз молодежи, и другие молодежные общественные организации, которые разделяют созидательные принципы существования в интересах страны, для общества, для каких-то добрых и важных дел. Естественно, эти молодежные организации, в отличие от ВЛКСМ, не построили БАМ, не построили «Магнитку», но в России и сейчас есть молодежь, которая готова объединиться ради добрых, нужных и полезных дел. Российский союз молодежи является грант-оператором, он причастен к распределению президентских грантов, поддерживает полезные инициативы. Поэтому я не думаю, что систему воспитания молодежи придется строить с нуля. Указ президента о создании организации школьников достаточно давно обсуждается в обществе, в том числе и в гражданском обществе, в детских общественных организациях. Какой будет эта организация – покажет время, – считает главный редактор газеты «Пионерская правда» и сайта «Пионерка.ру» Михаил Баранников.
В профессиональном сообществе, среди людей, связанных с проблемами образования, идею формирования всероссийского детского движения оценили скептически. Как считает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, пионерию не возродить, а «Российское движение школьников» может и не появиться:
В последнее время в образовательной политике вообще принимается слишком много решений, которые не доводятся до реализации, начиная от стандартов школьного образования и заканчивая стратегией воспитания
– Маловероятно, что эта идея реализуется. Слишком быстро решение прошло путь от предложения лидеров четырех фракций до президентского указа, как-то без обсуждения, и даже управленцы, высшие правительственные чиновники с удивлением узнали о создании «Всероссийского движения школьников», когда решение уже было принято. Это означает, что проработки механизмов не было. В последнее время в образовательной политике вообще принимается слишком много решений, которые не доводятся до реализации, начиная от стандартов школьного образования и заканчивая стратегией воспитания. Не говоря уже о ресурсах: для создания организации на всю страну нужны огромные средства. Вспомните, какие огромнейшие ресурсы были у пионерской организации, начиная от Дворцов пионеров и заканчивая пионерскими лагерями – не только «Артеком» и «Орленком», но и в каждой области были такие лагеря.
В России вообще уже есть определенное количество детских организаций: есть скауты, есть зюгановская пионерская организация, сохранились традиции коммунарского движения. Логично было бы придать импульс вот этим разнообразным движениям, которые, в общем, отражают спектр интересантов, скажем так, социальных групп и политических организаций. Но просьба четырех лидеров политических партий попала в определенный общественный контекст, сказались интересы определенной группы в администрации президента – и удалось быстро-быстро провести решение.
Пионерская организация была очень сложным организмом. Обычно, говоря о ней, вспоминают какие-то политизированные, идеологические моменты, но для меня, как человека, занимающегося образовательной политикой, бесценным является то, что, например, в середине 1960-х годов родилось очень сильное, мощное коммунарское движение. Фрунзенскую коммуну в Ленинграде создал Игорь Иванов, затем вокруг этой идеи выросло целое новаторское движение коллективного творчества. Множество людей посвятило себя коллективному творческому воспитанию детей в рамках пионерской организации, но это не было такое монолитное идеологизированное «Будь готов! – Всегда готов!» В этом смысле Россия может породить коллективное творческое воспитание. Но вот то, что мы сейчас с вами обсуждаем, – серьезная содержательная вещь. А задача, которая перед теми, кто этот указ подготовил и продвинул, стояла совсем другая – послать определенный сигнал обществу.
– В России в то же время сохранились многочисленные идейные и фактическик наследники советской пионерской организации. Есть всякие бывшие комсомольские конторы, которые на идее детского воспитания продолжают осваивать бюджетные деньги. Есть люди – и их много – с ностальгическими воспоминаниями о пионерском детстве, которые считают, что это светлое прошлое в улучшенном виде нужно. Есть материальная база – брошенные или перепрофилированные пионерские лагеря, дворцы детского творчества. Не хватало только административного импульса и политической воли – и вот, наконец. они явлены…
Фрагмент советской действительности можно возродить, только если возродить весь Советский Союз
– Ну, это иллюзия, которая поддерживает смысловую и ценностную ориентацию людей, которые положили жизнь на пионерское дело. Я тоже получаю разные звонки такого рода – вот звонила одна партийная деятельница из региона, с гордостью и пафосом говорила о том, что теперь все вернется. Знаете, у Льва Кассиля в «Кондуите и Швамбрании» мальчик говорит: «Мама, роди меня обратно!» Ну, не получится так, не возрождаются подобные вещи! Фрагмент советской действительности можно возродить, только если возродить весь Советский Союз. Можно, конечно, вернуть пионерскую организацию в прежнем виде, но тогда нужно отменить частную собственность, вернуть статью конституции о руководящей роли компартии, ввести централизованный идеологический контроль и надзор, огородиться стеночкой от других стран.
Ностальгировать по этому поводу можно, но вернуться в прошлое нельзя. Жизнь стала другой, дети стали другими. В школе еще можно заставить учиться, во внешкольное движение загнать еще можно (хотя я с трудом представляю, как это сделать), но еще же увлечь детей надо! Макаренко увлекал беспризорников производством фотоаппаратов, на тот момент – наиболее высокотехнологичным производством. Это было увлекательнее, чем производство табуреток. А сейчас предлагают: давайте вернемся к производству табуреток. Не получится! Детей этим не увлечь! А без этого задача просто не реализуется, она превратится в свою противоположность, как это часто бывает.
– В указе президента есть ключевые, на мой взгляд, слова: «с учетом присущей России системы ценностей». Какими такими могли бы быть эти общественные традиции, которыми должна руководствоваться новая детская организация? Мы с вами эти ценности знаем?
Вбросить в общество абстрактную формулу – чревато непредсказуемыми напряжениями, сама идея может утонуть
– В этом-то и есть некоторое мое сомнение. Одна из претензий авторам этого указа: надо расшифровывать такие вещи, за общими фразами пока не стоит никакой смысл, возникает море интерпретаций, часть из которых прямо противоположна друг другу. Есть вероятность того, что вместо консолидации затея приведет к еще большему расколу в обществе, потому что под это можно все что угодно подвести: с одной стороны, соборность, с другой стороны, персонализация, с третьей стороны, воспитание коллективизма, с четвертой стороны, развитие творческой личности… Все это происходит из наших традиционных отечественных ценностей. Вбросить в общество абстрактную формулу – чревато непредсказуемыми напряжениями, сама идея может утонуть. Это тем более странно, что совсем недавно, три-четыре месяца назад, была принята стратегия воспитания, новый президентский указ с ней не очень совпадает. Можно сказать, что новая детская организация – в каком-то смысле реванш тех, кто был против стратегии воспитания, кто хотел радикальных формулировок.
– Маленького человека и так старательно опутывают целой сетью воспитательных мероприятий и социальных связей: его воспитывают в семье, в школе, во всяких внешкольных организациях. Нужна ли какое-то всероссийское детское единение? Мне кажется, создание еще одного коллективистского купола, пусть с добрыми целями, над этим маленьким человеком – особенно применительно к нынешнему времени, когда личность, по идее, должна быть важнее государства – совершенно противопоказано.
Все мы ходим в школу, но все мы учимся по-разному. У всех есть учителя, но на всех они действуют по-разному
– Давайте не будем абсолютизировать наличие подобного рода структур. Советское время действительно прошло, но дело не в лозунгах о том, что человек важнее государства, а в том, что формальное создание такого рода зонтика абсолютно не означает: воздействие на ребенка будет такое, как прописано. Все мы ходим в школу, но все мы учимся по-разному. У всех есть учителя, но на всех они действуют по-разному. Поэтому профессионально ломать копья из-за формального решения – непрофессионально. Все зависит от того, насколько системно будет реализован новый указ. Либо эту работу произведут профессионалы (а они в стране есть), которые понимают все, о чем вы сказали, – и тогда это будет сделано аккуратно; либо туда придут догматики, которые считают, наоборот, что государство важнее личности, и тогда из всего будет пшик… Конечно, у государства есть такой долг – влиять на воспитание детей, другое дело – как влиять. Я серьезно за российского ребенка в связи с этой инициативой не тревожусь. Идея воспитания может быть дискредитирована – вот это да, а то, что всех детей снова загонят в общий пионерский лагерь… Уже — нет, уже не получится, – считает педагог Александр Адамский.
В пору своего расцвета Всесоюзная пионерская организация объединяла 25 миллионов участников в более чем 118 тысячах пионерских дружин. В СССР функционировали до 40 тысяч пионерских лагерей ежегодной пропускной способностью в 10 миллионов детей. В сентябре 1991 года на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ объявлено о том, что историческая роль комсомола исчерпана; вместе с ВЛКСМ упразднили и пионерскую организацию. Ее имущество было изъято, часть здания Центрального Совета в Москве по адресу: Новая площадь, дом 8, перешла в собственность Союза пионерских организаций. Единственная бывшая союзная республика, в которой деятельность пионерской организации восстановлена на государственном уровне, – Белоруссия.